олимпиада по литературе


На этой странице вы найдете материал для подготовки к олимпиаде по литературе.

Ресурсы Интернет для подготовки к олимпиадам:
Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников (задания всероссийского этапа по всем предметам за разные годы)
Сайт Перовой И.Н. (задания всероссийской олимпиады, Интернет олимпиады, русского медвежонка, турнира Ломоносова, презентации по разным вопросам языкознания и истории языка)

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста - это синтез теории  и творчества.

С чего можно начать?

  • с риторического вопроса
  • с обыгрывания названия
  • с необычного имени героя
  • с посвящения
  • с ситуации
  • с ключевой фразы (в данном произведении)
Как выстаивать текст?

Тип текста - рассуждение, поэтому необходимо следить за композицией: теория (тезис) - текст (пример) - функция (объяснение для чего?)

Контексты разбора текста.
  • литературный (сведения о литературном процессе времени)
  • биографический (влияние жизненных оьбстоятельств, семьи)
  • исторический (данные об эпохе, о событии, исторических лицах)
  • культуроведческий (в контексте русской культуры)
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

1. История создания произведения:
  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения. 
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
7. Система образов произведения:
персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
особенности имён и фамилий персонажей;
поступки персонажей и их мотивация;
предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
связь персонажа с общественным окружением;
отношение к герою произведения других персонажей;
самохарактеристика персонажей;
авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
8. Композиция произведения:
деление текста произведения на части, смысл такого деления;
наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
наличие эпиграфов и их смысл;
наличие лирических отступлений и их смысл.
9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
11. Особенности языка произведения.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения.
1. История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
место произведения в творчестве автора.
кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?
2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения (если есть) и его смысл.
4. Образ лирического героя. Его близость автору.
5. Идейно-тематическое содержание:
ведущая тема;
идея (основная мысль) произведения
развитие мысли автора (лирического героя)
эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи
6. Художественные особенности:
художественные приёмы и их значение;
ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
приёмы звукописи;
наличие/отсутствие деления на строфы;
особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.
7. Ваше читательское восприятие произведения.

Историко-литературный комментарий стихотворения.

Обратите внимание: необходимо написать связный текст, в котором отразить следующее:

  • время написания произведения
  • описание исторического события, которое легло в основу произведения
  • дать лексический комментарий (например, найти, дать толкование и объяснить функцию в тексте разной лексики: архаизмы, историзмы, библейские слова, диалектные, просторечные, неологизмы)
  • выбрать стиль работы
  • не забывать о творчестве, оценивается оригинальность подачи материала.

Список произведений для городской олимпиады



6 класс

Фольклор: сказки, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки.

«Повесть временных лет».

И. А. Крылов. Басни.

П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок».

В. А. Жуковский. «Спящая царевна».

А. С. Пушкин. Сказки. «Руслан и Людмила». «Няне». «И. И. Пущину». «Узник». «Зимнее утро». «Зимняя дорога».

М. Ю. Лермонтов. «Бородино».

И. С. Тургенев. «Муму».

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети».

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

А. П. Чехов. «Хирургия».

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».



7 класс

Былины.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

М. В. Ломоносов. «Ода… 1747 года» (отрывок).

Г. Р. Державин. «Признание». «На птичку». «Река времён в своём стремленье…».

В. А. Жуковский. «Лесной царь».

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Дубровский».

М. Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «Утёс». «На севере диком…». «Листок». «Три пальмы».

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

И. С. Тургенев. «Бежин луг»

Н. С. Лесков. «Левша».

Н. А. Некрасов. «Железная дорога».

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». «Мальчики».

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».

В. Г. Распутин. «Уроки французского».



8 класс

А. С. Пушкин. «19 октября» (1825). «Песнь о вещем Олеге». «Полтава». «Медный всадник». «Борис Годунов». «Капитанская дочка».

М. Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова».

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

И. С. Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик».

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». «Русские женщины».

А. П. Чехов. «Злоумышленник». «Хамелеон».

М. Горький. «Детство».

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

А. Грин. «Алые паруса».

9 класс

  • М.В.Ломоносов. Оды.
  • Г.Р.Державин. Оды.
  • Н.М.Карамзин. Бедная Лиза.
  • В.А.Жуковский. Баллады "Лесной царь", "Светлана"
  • Н.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву
  • А.С.Грибоедов. Горе от ума.
  • А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Маленькие трагедии. Южные поэмы.
  • М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени
  • Н.В.Гоголь. Мёртвые души. Нос. Шинель.














Комментариев нет:

Отправить комментарий