Литература 11 класс





Иван Алексеевич Бунин 
(1870-1953)



Для заучивания наизусть
3. "И цветы и шмели..." Текст стихотворения




Задание: познакомьтесь с содержанием видеоролика, ответьте на вопросы.
1. Где родился писатель и где провел детские годы?
2. Кто сыграл важную роль в становлении Бунина как поэта и образованного человека?
3. Какую оценку месту Бунина в литературе дал М.Горький? Запишите цитату.
4. Какая тема будет ведущей в творчестве Бунина после эмиграции?
5. Над какой книгой работал Бунин в последние годы жизни?
6. Каким было отношение Бунина к жизни?


Биография и ранняя лирика.

Дом-музей И.Бунина

Антоновские яблоки (читать)
Антоновские яблоки (краткое содержание по главам)

Анализ рассказа "Антоновские яблоки", "Деревня" (лекция)
Просмотрите водеоролик и ответьте на вопросы по рассказу 
"Антоновские яблоки"
1      
1.Что такое эпитафия?
2.О чем говорят многоточия в начале и в конце рассказа?
3.Какой теме посвящена 1 главка? Чьими глазами рисуются картины? Каков смысл такого изображения?
4.Чем отличается повествование во 2-ой главе?
5.О чём идёт речь в 3 части? Какие темы затрагивает Бунин при  описании дворянского поместья? Какая основная эмоция сопровождает повествование.

6.Каким показан герой  в 4 главе? Какая тема является основной? Какая главная интонация этого отрывка?
7. Сделайте вывод: о чём рассказ "Антоновские яблоки" и какова его основная мысль.



"Господин из Сан-Франциско"
Вопросы к  видеоролику «Господин из Сан-Франциско".
  1. Под влиянием чего был написан рассказ?
  2. Каков сюжет рассказа?
  3. Какой эпизод является кульминацией рассказа? 
  4. Какова основная мысль автора в изображении буржуазного мира?
  5. Как создан образ «Атлантиды»? 
  6. Каким показан герой рассказ? 
  7. Почему , смерть героя не вызывает ни у кого сочувствия? 
  8. За счет чего расширяется художественное пространство рассказа после смерти героя и с какой целью это делает автор?
  9. Над какими проблемами размышляет автор?
  10. Каковы композиционные особенности рассказа? 
  11. Заполните таблицу, отражающую принцип антитезы

Жизнь высшего общества

Цивилизованная, механистичная жизнь

Жизнь человека

Живое

Тело

Искусственное

Простые люди радуются миру, возносят хвалу богу

Истинные ценности


12. Какова идея рассказа? 

Тест по рассказу "Господин из Сан-Франциско"

Тема любви в творчестве И.Бунина.

Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Темные аллеи».

• Цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время второй мировой войны. Среди них «Натали», «Ворон», «Визитные карточки», «В Париже» и многие другие.

• Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.

• Образ любви в творчестве Бунина - это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину,
невозможно постичь, не познав плоти.

• Любовь в произведениях Бунина - это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

• Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.

• Любовь у Бунина в некотором смысле преступна - это переступание нормы, выход
за рамки обыденности.

Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви


Рассказ «Чистый понедельник» (1944)


  • Новелла «Чистый понедельник» входит в книгу «Темные аллеи» (38 новелл о любви), над которой Бунин работал с 1937 по 1945 г., находясь в эмиграции во Франции. Работа над книгой служила писателю в какой-то мере спасением от трагизма жизни.
  • По мнению автора, это лучшее, что было им создано: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник».
  • Жанр — новелла. Поворотный пункт сюжета, заставляющий переосмыслить содержание, — неожиданный уход героини в монастырь
Вопросы по видеоролику «Чистый понедельник»
  1. В какой сборник входит рассказ?
  2. Чему посвящен рассказ? 
  3. Какова концепция любви Бунина?
  4. Почему герои расстаются? 
  5. Каковы особенности характера героини? 
  6. Какая проблема ставится автором в рассказе? 
  7. Как автор решает эту проблему? 
  8. В чем смысл названия рассказа? 
  9. В чем видел Бунин путь спасения России?
  10. Какой основной композиционный принцип рассказа? 
Задания.
  1. Опишите чувства героя рассказа, доказав, насколько сильна его любовь.
  2. Приведите из рассказа примеры  двойственности натуры героини (составьте таблицу, заполните цитатами). Сделайте вывод, почему героиня показана такой?

Любит героя
Отказывается от счастья
Страстность
Холодность
Легкомыслие
Скромность
Весёлость
Задумчивость
Любовь к роскоши, нарядам, развлечениям
Аскетизм, умение обходиться малым
Интерес к светской жизни
Соблюдение законов христианства

Напишите сочинение на тему (по выбору):
  1. Почему героиня отказывается от любви?
  2. Какой путь в жизни выбирает героиня?
  3. «Рубеж между плотской и духовной жизнью»

Александр Иванович Куприн.





Лекция. Поздний период творчества Куприна. "Гранатовый браслет"


Буктрейлер к повести "Гранатовый браслет"



Буктрейлер к повести "Олеся"


Выучите наизусть цитаты!
"Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться...Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства...Виноваты мужчины...неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, е нежности и обожанию...". ("Гранатовый браслет")


Алексей Максимович Горький

Цитаты и высказывания Горького


  • В карете прошлого - никуда не уедешь...
  • ...Жалость - это имитация любви...
  • Без совести и при большом уме не проживешь.
  • Будущее принадлежит людям честного труда...
  • Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду.
  • Дети - живые цветы земли...
  • Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!
  • Рожденный ползать - летать не может!
  • Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека.
  • Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую...
  • Всё в Человеке - всё для Человека!
  •  На день нужно смотреть, как на маленькую жизнь.
  • Превосходная должность - быть на земле человеком!
  • Человека приласкать - никогда не вредно.
Биография



 Горький. Возвращение на Родину


Кинодокументы



Раннее творчество

Раннее творчество. Лекция
Ответьте на вопросы по содержанию лекции и подготовьтесь к ответу на вопрос: Каковы особенности ранних произведений М.Горького? 
1. Кого можно считать литературными оппонентами Горького? (приведите цитаты)
2.Какое произведение стало литературным дебютом писателя? Где и когда опубликовано?
3. Что обеспечило Горькому известность, популярность?
4. Какую сказку-притчу можно считать ключом ко всему творчеству Горького? Почему?
5. Какие два типа произведений встречаются в  творчестве Горького?
6. Какова основная тема произведений? Какую идею Ф.Ницше использует Горький в своем творчестве?
7.Что объединяет героев ранних произведений? Каким главным качеством наделяет своих героев Горький?
8.Каким важнейшим контрастом отличаются произведения писателя? Что противопоставляется миру людей?
9 Каково было отношение Горького к мещанству? Кого противопоставляет он мещанину? 
10. В чем суть творчества Горького? В чем был убежден писатель? (из письма Чехову)


"Старуха Изергиль"

Легенда о Данко


Пьеса "На дне"



Пьеса "На дне". Лекция
1.     

Прослушайте лекцию и ответьте на вопросы:

1.    В каком театре была первая постановка пьесы?
2.    Что объединяло пьесы, ставившиеся в театре в  то время?
3.    О чем эта пьеса? Каков основной мотив пьесы?
4.    Какое слово в пьесе главное?
5.    Что в пьесе является самым главным?
6.    Какие герои не выражают взгляды Горького на человека?
7.    Какая правда отвергается в пьесе?
8.    Что внушает Лука обитателям ночлежки?
9.    Как можно понимать пьесу? Что делает её актуальной и сегодня?

Рождение афоризма. Монолог Сатина


Интернетурок "Что такое правда?" (по пьесе "На дне")
Тест на знание текста пьесы "На дне"

Домашняя работа.
Дайте характеристику героям пьесы по плану

Имя героя
Как попал «на дно»
Особенности речи, характерные реплики
О чем мечтает
Барон
В прошлом был настоящим бароном, но судьба распорядилась иначе, и он утратил все свое богатство.
Продолжает жить прошлым, не воспринимает насмешки обитателей хижины
Главная мечта — вернуть прошлое положение и стать вновь состоятельным господином
Бубнов



Настя



Алешка



Васька Пепел



Актер



Сатин




Серебряный век русской поэзии

Стихотворения для заучивания:
В. Брюсов. Творчество

Видеоролик даёт общее представление о развитии культуры начала 20 века

Характеристика литературы начала 20 века
Вопросы к видеоролику
  1. Какие крупнейшие общественные и исторические  изменения произошли в начале 20 века?
  2. Какую задачу берет на себя поэзия?
  3. Какие поэты являются представителями русского символизма?
  4. Назовите представителей старших и младших символистов
  5. Чьё философское учение стало основой для поэзии младших символистов?
  6. Когда возник акмеизм и что он утверждал?
  7. Какие два поэта станут основоположниками акмеизма?
  8. Что такое «цех поэтов» и каковы были егозадачи?
  9. Что такое «адамизм» и «кларизм»?
  10. Назовите трёх великих поэтов акмеизма.
  11. С кем боролись акмеисты?
  12. Как назывался манифест футуристов и к чему он призывал?
  13. Что такое авангард?

Александр Александрович Блок

Стихотворения для заучивания:

1. "Незнакомка"
2. "О доблестях, о подвиге, о славе"
3." Ночь, улица, фонарь, аптека"
4. "Россия"
5. "Вхожу я в темные храмы"

                                              "Вхожу я в темные храмы"

                                                   Вопросы к стихотворению.
1. Где происходит действие? Что нового появляется в его изображении? Какие символические детали создают образ Прекрасной Дамы?
2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?
3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?
4. Какие цветовые символы использует автор?

Лирика
"Незнакомка"

"О доблестях, о подвиге, о славе"

"Ночь, улица, фонарь, аптека"

"Россия"

Поэма "Двенадцать"


Вопросы по видеоролику к поэме «Двенадцать»
  1. Каковы композиционные особенности поэмы? 
  2. В каких символах запечатлены образы прошлого, настоящего и будущего?
  3. Каков центральный образ в поэме и каков его символ в поэме? 
  4. С кем ассоциируются 12 красноармейцев и какое чувство мим движет?
  5. В чем, по мнению поэта, трагизм революции и как это отражено в поэме? 
Буктрейлер к поэме "Двенадцать"

Анна Андреевна Ахматова.

Для заучивания наизусть.
1. "Я научилась просто мудро жить"
2."Сжала руки под темной вуалью"
3. "Сероглазый король"
4. "Мужество"
5. "Столько просьб у любимой всегда"
6.  "Мне голос был. Он звал утешно..."
7. "Песня последней встречи"
8. "Творчество"
9. "Родная земля"

                                              Анна Ахматова. Биография.


Вопросы для проверочной работы.


  1. Как называется модернистское течение, в рамки которого входит раннее творчество Ахматовой?
  2. Как назывался первый сборник стихов Ахматовой?
  3. Как называется произведение, посвящённое годам "большого террора"?
  4. Как называется стихотворение, эпиграфом к которому стали строчки: "Не с теми я, кто бросил землю". Какова центральная тема этого стихотворения?
  5. В каком произведении поэтесса прямо говорит о неприятии революции, с одной стороны, и невозможности оставить родину, с другой стороны.
  6. В каком стихотворении основным сюжетом является ссора между любящими? Какая художественная деталь передает внутреннее состояние героя?
  7. В каком стихотворении поднимается тема поэзии?
  8. В каком стихотворении героиня размышляет о тленности и быстротечности жизни?

Черный перстень Анны Ахматовой.


Нарезка хроникальных кадров с Анной Ахматовой




Владимир Владимирович Маяковский.
Все произведения
Для заучивания наизусть:
1. А вы могли бы?
2.Послушайте!
3. Прозаседавшиеся (отрывок)
4. Лиличка!
5. Нате!
6. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче (отрывок со слов: Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе. До слов: 
Вот лозунг мой
и солнца!
Биография В. Маяковского

Документальный фильм о поэте

Футуристы


Поэма "Облако в штанах"


Маяковский и революция


Маяковский и Лилия Брик


Маяковский и Татьяна Яковлева

Последняя любовь, последний выстрел

Живой Маяковский. Кадры кинохроники.


А вы могли бы?

Послушайте!

"Лиличка!" (группа "Сплин")


"Необычайное приключение..."
 "Облако в штанах"


Контрольные вопросы по творчеству Маяковского.

  1. В каком стихотворении ранней лирики Маяковского раскрывается тема неприятия существующей действительности, сатирически изображается общество сытых, самодовольных, равнодушных людей?
  2. В каком стихотворении поэт раскрывает тему поэта и поэзии, предлагает своё видение мира, противопоставляет своё поэтическое «я» тем, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют подобно флейте?
  3. Как называется стихотворение,в котором лирический герой хочет донести до читателей мысль: не хлебом единым жив человек, ему ещё нужна мечта, красота, звёзды- «жемчужины».
  4. Как называется одно из самых пронзительных стихотворений Маяковского о любви, написанное в 1916 году. Кому оно посвящено?
  5. Прочитайте стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1920 год). Трогательная история о лошади –это повод рассказать читателю о самом себе (тема противопоставления поэта и толпы). В каких строчках, по вашему мнению, выражается основная мысль стихотворения?
  6. В каком стихотворении образ солнца становится метафоричным  образом поэта? В каких строчках озвучивается поэтом основное предназначение поэта?
  7. В каком стихотворении, написанном в 1922 году,  Маяковский гневно обличает бюрократию и волокиту?
  8. Какой художественный прием, основанный на преувеличении,  использует Маяковский, называя 4 части поэмы «Облако в штанах» «четырьмя криками»?
  9. Назовите тропы, которые использует поэт:

А) «карта будняя», «адище города», «стихов шкатулок», «раковины вещей»
Б)»улица провалилась, как нос сифилитика», «искривился позвоночник, как оглоблей ударенный»,  «любовь моя – тяжкая гиря»
В) « в сто сорок солнц закат пылал»,  «и вижу: сидят людей половины»
10. Приведите примеры авторских неологизмов (окказионализмов).


Михаил Афанасьевич Булгаков

1891-1940 



                Роман "Мастер и Маргарита"
                                  Буктрейлер


Общая характеристика романа
Загадки "Мастера и Маргариты"

Кроссворд по роману "Мастер и Маргарита"

9








                        12


5


10
3








      2







     13








11
4










1
2



7
8









6





5







3
4









1
















































































ВОПРОСЫ.

По горизонтали:
1. Фамилия доктора из психиатрической клиники.
2. Домработница Маргариты.
3. Какое имя особенно запомнилось Маргарите на бале Воланда.
4. Название дома, которым владел МАССОЛИТ.
5. Служанка Воланда.
По вертикали:
          1. Председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице в Москве.
          2. Фамилия критика, отвергнувшего роман Мастера.
3. Какой город больше всего нравился Азазелло.
          4. Персонаж маленького роста, с клыком и пламенно-рыжими волосами.         
5. Дядя Берлиоза.
6.  Директор театра Варьете, живший в одной квартире с Берлиозом.
7. Настоящая фамилия поэта Бездомного.
8. Как называли Воланда кот и Коровьев.
9. Как звали поэта, доставившего Бездомного в больницу.
10. На горе Берлиоза она разлила подсолнечное масло.
11. Имя Га-Ноцри.
12. Прозвище Коровьева.
13. Кличка кота.
 25 ЛУЧШИХ ЦИТАТ ИЗ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
  1. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
  2. Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
  3. Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
  4. Трудный народ эти женщины!
  5. Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
  6. Все будет правильно, на этом построен мир.
  7. Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить всё, что ей понравится. Среди знакомых её мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом.. Она была счастлива?
  8. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
  9. Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
  10. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
  11. Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
  12. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
  13. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
  14. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
  15. Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
  16. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
  17. Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
  18. Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
  19. Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
  20. Трусость — один из самый страшных человеческих пороков. Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок.
  21. Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
  22. Самый страшный гнев — гнев бессилия.
  23. Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
  24. Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
  25. Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.
Готовимся к зачёту.
Этот видеоролик позволит познакомиться с биографией М.А.Булгакова.

Сергей Александрович Есенин

Наизусть:
"Гой ты, Русь, моя родная!.."
"Не жалею, не зову, не плачу..."
"Письмо матери"
"Спит ковыль. Равнина дорогая..."
"Шаганэ ты моя, Шаганэ..."
Жизнь и творчество. Тест онлайн
Тест по лирике онлайн


Универсальный справочник по литературе (ссылка для скачивания) - выполнить задание в формате ЕГЭ на стр. 283)

Живой Есенин. Кадры кинохроники.

Сергей Есенин. Документальный биографически фильм.

Женщины Сергея Есенина

Танцует Айседора Дункан. Читает С.Есенин.

С.Есенин и Августа Миклашевская (из фильма "Есенин"). Песня на стихи С.Есенина "Заметался пожар голубой"


Тайны века. "Ночь в Англетере"




Комментариев нет:

Отправить комментарий