литература 9 класс


Дорогие девятиклассники!
На этой странице вы найдете материалы к урокам, интересную дополнительную информацию по литературе. 

"Слово о полку Игореве"

Материалы к урокам, задания, тесты по "Слову..."

Контрольный тест по "Слову о полку Игореве"
I вариант
I. Тестовая работа.
1. Укажите временные рамки древнерусской литературы:
А) IXXVII века;  Б) XXVI века; В) XXVII века; Г) XIXVII века.
2. Какой из перечисленных жанров не относится к древнерусской литературе:
А) житие;     Б) былина;    В) похвала;    Г) сказание;    Д) притча.
3.Когда была найдена рукопись «Слово о полку Игореве»:
А) в 1792 году;    Б) в 1796 году;    В) в 1800 году;    Г) в 1794 году.
4. «Слово о полку Игореве» является ярким памятником русской литературы:
А) XII  века;    Б)  XIV века;    В)  XIII  века;    Г) XVII века.
5. В «Слове...» отражена историческая эпоха, характеризующаяся:
А) усилением централизованной власти; 
 Б) феодальной раздробленностью;
 В) освобождением из-под монголо-татарского гнёта;
 Г) приближением петровских преобразований.
6. Центральной фигурой в образной системе «Слова...» является:
А) Всеволод;    Б) Святослав;     В) Игорь;    Г) сказитель Боян.
7. Действие «Слова...» разворачивается:
А) в Путивле;               Б) в Киеве; 
В) на реке Каяле;         Г) во всех названных местах.
8. «Слово...» построено в форме:
А) авторского повествования;         Б) исповеди главного героя;
В) воспоминания дружинника;       Г) рассказов разных лиц.
9. Автор «Слова...» в ходе повествования:
А) остаётся за рамками действия;   Б) заявляет собственную позицию;  В) умаляет свои таланты;                  Г) открыто подражает манере Бояна.
10.Какие линии переплетаются в «Слове…»?
А) патриотическая и сатирическая;     Б) лирическая и нравственная;
В) патриотическая и лирическая;         Г) религиозная и гражданская.
11. Какой из русских князей в "Слове о полку Игореве" изображён так: "Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, – там лежат поганые головы половецкие"?
А) Игорь;     Б) Всеволод;      В) Владимир;      Г) Святослав.
12. Сколько дней продолжалась битва (второе сражение) войска русского во время похода князя Игоря?
А) один день;    Б) два дня;     В) три дня;      Г) четыре дня.
13. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?    
 А) Ярославна, жена Игоря;           Б) Святослав, князь Киевский;      
 В) Всеволод, брат Игоря;              Г) сам князь Игорь.
14. К какому роду   литературы относится «Слово о полку Игореве»?
А) эпос;    Б) лирика;    В) драма;     Г) лиро-эпическое произведение.
15. К кому не обращалась Ярославна за помощью:
А) к солнцу;     Б) к ветру;     В) к Днепру;     Г) к Путивлю.

II. Ответ на задания второй части необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
В1. Какое историческое событие лежит в основе произведения?
В2. В «Слове...» используется фрагменты, где описывается природа. Как называется такой вид описания в литературном произведении?
В3. Какое средство художественной выразительности, характерное для русского фольклора, встречается в тексте «Слова...»: «чистое поле», «серые волки», «синее море».
В4. Какое изобразительное средство использует автор: «скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные»?
В5. Под каким названием известен лирический фрагмент, включённый автором «Слова» в эпическое повествование о воинском походе?
В6. Древнерусский текст «Слова…» содержит устаревшие слова: «шеломы», «ярый», «стяги». Укажите названия таких слов.
В7. Определите жанр «Слова…» (в современном литературоведении).

III. Развёрнутый ответ на вопрос (дайте связный ответ на вопрос в объёме 3 – 10 предложений).
С1. Перечислите особенности древнерусской литературы.
С2. Сформулируйте и обоснуйте своё согласие или несогласие с позицией Д.С. Лихачёва: «В образе князя Игоря Святославича подчёркнуто, что исторические события сильнее, чем его характер. Его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош…»                                           или
С3. Сформулируйте идею «Слова о полку Игореве».
или
С4. Охарактеризуйте особенности композиции «Слова о полку Игореве».
Древнерусская литература.  «Слово о полку Игореве»
  
II вариант
I. Тестовая работа.
1. Укажите временные рамки древнерусской литературы:
А) IXXVII века;  Б) XXVI века; В) XXVII века; Г) XIXVII века.
2. Какой из перечисленных жанров не относится к древнерусской литературе:
А) житие;     Б) былина;    В) похвала;    Г) сказание;    Д) притча.
3.Когда была найдена рукопись «Слово о полку Игореве»:
А) в 1792 году;    Б) в 1796 году;    В) в 1800 году;    Г) в 1794 году.
4. «Слово о полку Игореве» является ярким памятником русской литературы:
А) XII  века;    Б)  XIV века;    В)  XIII  века;    Г) XVII века.
5. В «Слове...» отражена историческая эпоха, характеризующаяся:
А) усилением централизованной власти; 
 Б) феодальной раздробленностью;
 В) освобождением из-под монголо-татарского гнёта;
 Г) приближением петровских преобразований.
6. Центральной фигурой в образной системе «Слова...» является:
А) Всеволод;    Б) Святослав;     В) Игорь;    Г) сказитель Боян.
7. Действие «Слова...» разворачивается:
А) в Путивле;               Б) в Киеве; 
В) на реке Каяле;         Г) во всех названных местах.
8. «Слово...» построено в форме:
А) авторского повествования;         Б) исповеди главного героя;
В) воспоминания дружинника;       Г) рассказов разных лиц.
9. Автор «Слова...» в ходе повествования:
А) остаётся за рамками действия;   Б) заявляет собственную позицию;  В) умаляет свои таланты;                  Г) открыто подражает манере Бояна.
10.Какие линии переплетаются в «Слове…»?
А) патриотическая и сатирическая;     Б) лирическая и нравственная;
В) патриотическая и лирическая;         Г) религиозная и гражданская.
11. Какой из русских князей в "Слове о полку Игореве" изображён так: "Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, – там лежат поганые головы половецкие"?
А) Игорь;     Б) Всеволод;      В) Владимир;      Г) Святослав.
12. Сколько дней продолжалась битва (второе сражение) войска русского во время похода князя Игоря?
А) один день;    Б) два дня;     В) три дня;      Г) четыре дня.
13. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?    
 А) Ярославна, жена Игоря;           Б) Святослав, князь Киевский;      
 В) Всеволод, брат Игоря;              Г) сам князь Игорь.
14. К какому роду   литературы относится «Слово о полку Игореве»?
А) эпос;    Б) лирика;    В) драма;     Г) лиро-эпическое произведение.
15. К кому не обращалась Ярославна за помощью:
А) к солнцу;     Б) к ветру;     В) к Днепру;     Г) к Путивлю.
II. Ответ на задания второй части необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
В1. Какое явление природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?
В2. Чем окончился первый бой русских с половцами?
В3. Назовите средство художественной выразительности, основанное на уподоблении одних предметов или явлений другим: «серым волком по полю кружил».
В4. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова…» создаёт художественный образ Русской земли: «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»?
В5. Древнерусский текст «Слова…» содержит устаревшие слова: «шеломы», «ярый», «стяги». Укажите названия таких слов.
В6. Каким термином называется средство художественной изобразительности, которое используется в фольклорных произведениях, а также в «Слове…»: «сабли калёные», «мечи булатные».
В7. Назовите художественный приём, позволивший автору «Слова…» наделять явления природы  или неодушевлённые предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги глаголют».
III. Развёрнутый ответ на вопрос (дайте связный ответ на вопрос в объёме 3 – 10 предложений).
С1. Перечислите особенности древнерусской литературы.
С2. Сформулируйте и обоснуйте своё согласие или несогласие с позицией   Д.С. Лихачёва: «В образе князя Игоря Святославича подчёркнуто, что исторические события сильнее, чем его характер. Его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош…»              или
С3. Сформулируйте идею «Слова о полку Игореве».

Тема "Классицизм"
Вопросы для проверки.
1. Что такое классицизм?
2. Назовите основоположников классицизма в России.
3. Перечислите основные особенности  классицизма как литературного направления.
4. Каковы особенности русского классицизма?
Вы можете воспользоваться презентацией, перейдя по ссылке http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/prezentatsiya-k-uroku-literatury-v-9-klasse-klassitsizm
А также вы можете просмотреть видеоролики о классицизме, перейдя по ссылкам: http://www.youtube.com/watch?v=fzB_JzP7ViQ&feature=fvwrel
http://www.youtube.com/watch?v=ZnauGI67o_U&feature=related



Михаил Васильевич Ломоносов.
 Ломоносов. Биография










Николай Михайлович Карамзин 

"Бедная Лиза"

Смотреть мультфильм "Бедная Лиза"ЗДЕСЬ

Прослушать лекцию  Гершаника А.Н. о Н.М.Карамзине и сентиментализме ЗДЕСЬ.
Задание по лекции: записать основные тезисы лекции

Александр Николаевич Радищев.

"Путешествие из Петербурга в Москву"

Аудиокнига "Путешествие из Петербурга в Москву" ЗДЕСЬ
Лекция Гершаника А.Н. о книге ЗДЕСЬ
О жанре и идее "Путешествия из Петербурга в Москву"Здесь









Александр Сергеевич Грибоедов 
"Горе от ума"


«Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».
И.А.Гончаров

Материалы к урокам по творчеству 

А.С Грибоедова

Комедия "Горе от ума" характеристика (по данной презентации составьте план-конспект и запишите его в тетрадь)
Художественный фильм о Грибоедове "Смерть Вазир-Мухтара"
Нина Грибоедова-Чавчавадзе
Лекция. Творческая история комедии. Тема ума в комедии
Грибоедовский вальс и Вальс ми-минор
"Горе от ума" спектакль Малого театра 1977год
Монолог Чацкого "И точно начал свет глупеть"
Текст комедии

Монологи для заучивания наизусть (один из монологов)
1.      Монолог Фамусова( д.2, явл.5)
Вкус, батюшка, отменная манера; …
2.       Монолог Чацкого (д.2, явл.5)
А судьи кто? - За древностию лет…
3.       Монолог Чацкого (д.3, явл.22)
В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,…
4.       Монолог Чацкого (д.4, явл.14)
Не образумлюсь... виноват,
И слушаю, не понимаю

Домашнее задиние №1
Ответьте на вопросы и проследите, как завязывается любовный конфликт в комедии.
  1. С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении?
  2. Почему Софья находится в замешательстве?
  3. Что Чацкий вспоминает из детства?
  4. Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся?
  5. Каких внесценических персонажей он упоминает?
  6. Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как она к нему относится?
  7. Почему он в «строгом чине»?
  8. Как воспитывали дворян в те времена?
  9. Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
  10. Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?

 Домашнее задание №2.
Проследите, как завязывается общественный конфликт в комедии, ответьте на вопросы.

1.       Когда завязывается общественный конфликт?

2.       Между кем он завязывается? Почему?

3.       Прочитайте монолог Фамусова  «Вот то-то, все вы гордецы!» (д.1, явл2), ответьте на вопросы:
Чем вызван данный монолог?
Какие темы затронуты в нем?
Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе
4.   Как Фамусов относится к Скалозубу и почему? (д.2, явл.3)
Схема анализа монолога.
  • Чем вызван данный монолог?
  • Какие темы затронуты в нем?
  • Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?
  • Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Какие слова и детали об этом говорят?
  • Как построен монолог?
  • Каков его пафос?
  • Какие языковые средства в нём используются? С какой целью?
  • С какой целью введён этот монолог?
Пожалуйста, учтите, что ваша работа должна иметь вступительную и заключительную части!

«Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему вовсе почти незнакомою».
И.И.Пущин

Н.Ге. Пущин у Пушкина в Михайловском.

Александр Сергеевич Пушкин.
Биография А.С.Пушкина
Лицей в жизни Пушкина
Основные мотивы лирики Пушкина
Вопросы по биографии и лирике поэта.
  1. Место и год рождения А.С.Пушкина.
  2. Название учебного заведения, в котором учился Пушкин. Годы учёбы.
  3. Место службы после окончании обучения.
  4. Год окончания ссылки в Михайловское.
  5. Назовите даты Болдинской осени.
  6. Когда и на ком женился Пушкин.
  7. Как назывался журнал, который начал издавать Пушкин. Год издания.
  8. Год смерти и место захоронения Пушкина.
  9. Какое стихотворение Пушкина посвящено годовщине открытия лицея?
  10. Кому адресовано стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье»)
  11. Кому посвящено стихотворении «Храни меня мой талисман»?
  12. Перечислите «Маленькие трагедии» Пушкина.
  13. Перечислите южные поэмы.
  14. В какой период жизни поэт пишет романтические произведения?
Роман "Евгений Онегин"
Напишите сочинение - анализ эпизода. Требования к сочинению по литературе и схему анализа можно найти в папке "Сочинение по литературе". Успех вашей работы зависит от вашего умения понимать и объяснять прочитанное!
Темы сочинений.
1. Дуэль Онегина и Ленского - перелом в судьбе героев и течении романа.
Комментарии:
Анализ этого эпизода должен подвести к выводам:
 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.
  2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?
 2. Письмо Татьяны и Онегина.
Комментарии:
Вам необходимо сравнить два письма, проанализировав, в чём их сходство и различие. Обратить внимание на принцип "зеркальной" композиции.
Письма помогают понять героев, их отношение к любви.Основная роль писем – это раскрытие внутреннего мира персонажей
Анализ этого эпизода должен подвести к выводам:
1. Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Признание Татьяны искренно и откровенно.Она забывает о себе, в Онегине видит только достоинства.
2. Письмо Онегина больше обращено к себе, чем к Татьяне. От неё он ожидает только худшего.
3. Письма не только сближают, но и противопоставляют героев.
Вы можете воспользоваться следующими материалами:
 Желаю удачи!


Михаил Юрьевич Лермонтов.


Биография М.Ю.Лермонтова                                                                Автопортрет 1837-1838 г            


Три пальмы                                                                                                                         
Когда волнуется желтеющая нива                                                    
Родина
Нет, не тебя так пылко я люблю
Бородино
Два великана
Пророк


Николай Васильевич Гоголь
"Мёртвые души"

О поэме "Мёртвые души" (презентация)


Выучите отрывок из 11 главы наизусть.
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом
дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади.
Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это,
сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за
неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что
за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей
жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные
груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые
линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж
несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий