Сочинение по литературе в 11 классе

Уважаемые ученики!
Сочинение по литературе требует особой, тщательной подготовки. Надеюсь, что дополнительные материалы, которые вы найдете на этой странице, помогут вам при подготовке.
Методические рекомендации для подготовки
Критерии оценивания сочинения.
Экспресс-подготовка
Примеры сочинений.  (190 примеров в книге сочинений, книгу можно скачать)
Рекомендации по написанию сочинения
Этапы подготовки к сочинению (Презентация)
Типичные ошибки и пути их преодоления
«Сочинение-допуск: подсказки для успешной сдачи…» (К каждому направлению подобраны тексты, которые можно использовать при написании сочинения)
Презентации по 4 направлениям (Дом / Любовь / Путь / Время).
Сочинения учеников (Более 50 сочинений на различные темы по направлениям 2015-2016 года).
Сочинения учеников (Новая подборка сочинений по направлениям этого года).
Консультация по одному набору тем!!!
031 Время, вперед!
Время всегда движется вперед. Его нельзя остановить, но можно опередить, победить. Если ты сделаешь свою жизнь наполненной, интересной, полезной, твоё время не остановиться. Оно будет двигаться вперёд.
Мы помним и сейчас имена людей, которые жили давно, но  обессмертили себя, реализовав свои таланты, способности. Это гениальные писатели, поэты, сумевшие опередить своё время. Они оставили потомкам прекрасные произведения, создав в них образы героев своего времени, размышления о вечных вопросах бытия, подарив нам классические образцы великого русского языка.
В произведениях литературы мы находим много примеров героев, для которых время движется вперёд, и тех, кто не способен двигаться вместе со временем. Это и герои Л.Толстого, ищущие смысл жизни и находящиеся в вечном движении. Это и такие, как герой одноименного романа И.А.Гончарова Обломов, жизнь которого «дремлет» вместе с героем и время его остановилось.

015 Между жизнью и смертью. Нравственный выбор человека на войне.
Любая война ставит человека на путь, который он не выбирает по собственной воле. Это путь между жизнью и смертью. И человек оказывается в ситуации выбора: сохранить свою жизнь любой ценой или мужественно встретить смерть, не уронив своё человеческое достоинство, честь, не предав товарищей, страну. Это тяжёлый нравственный выбор, и он не всем под силу.
В произведениях русской литературы мы встречаем немало и тех и других примеров. Например, в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в повести Василя Быкова «Сотников», в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».

056 Какую роль играла природа в литературных произведениях?
Функции пейзажа в произведениях русской литературы разнообразны. Пейзаж создает фон, на котором происходят различные события в произведении, передает внутренне состояние героев, их переживания, создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования, выступает в роли образа-символа.
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?bookid=132&id=15 (роль природы в произведениях Горького)

062 Лицемерная любовь хуже ненависти.
Любовь бывает разная. Любовь-страсть, любовь-жалость, любовь-страдание, любовь-месть. Но страшнее всего лицемерная любовь, потому что она скрыта под маской страсти, искренности. Её не всегда узнаешь, тем она и страша. Маску такой любви человек надевает ради достижения своих корыстных целей.
Примеров в литературе мы встречаем немало. Например, любовь Молчалина в пьесе Грибоедова «Горе от ума» лицемерна и неискренна. Софью Фамусову он не любит, она нужна ему только для того, чтобы «добыть чин» и весело пожить. Но как искусно он притворяется!
Другой пример – притворная любовь Элен Безуховой» к Пьеру в романе Толстого «Война и мир». Лицемерную маску искреннего чувства Элен надевает ради состояния Пьера. Но какое отвратительное зрелище открывается в тот момент, когда Толстой «срывает» с неё эту маску! Мы видим, какой ненавистью полна Элен по отношению к мужу. Её лицо искажено злобой.


024 «Какие вопросы задает человеку литература?»
При подготовке к сочинению предлагаю воспользоваться следующими материалами.

Вступление к сочинению

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

Варианты
зачинов
Примеры
Плюсы и минусы
названного варианта

1.Академический

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»


Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости

2. От «я»

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами
своего времени и своего поколения…»


Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции

3. «Киношный»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла
стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»


Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции

4. Дневниковый

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»


Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу

5. Цитатный

«Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»


Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

Выражение личной позиции

Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…
Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.
Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков.  Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.
Предвосхищение
непонимания
неправильного хода мысли
вопроса
опережения в ходе мысли

- Вряд ли следует удивляться тому, что…
- Почему, однако, нельзя воспользоваться

- Даже если считать... одним из…, то и в этом случае..
- Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…
- В литературе уже было обращено внимание на …но...

- Может возникнуть вопрос...
 - Возникает вопрос:…
- Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому… 
- Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…

- Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне…
- Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…


- Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто... 
- Оговоримся сразу: ошибки здесь нет…
- Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой…
- Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник…
- Но здесь всё гораздо сложнее

- Логично ли…?
- Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…

- Разумеется, такой подход вполне допускает…
 - Конечно, можно  намного интенсивнее, чем это делается сейчас…
- Об экономии и говорить не приходится…
- Конечно… претерпят изменения.
- Разумеется, предварительно потребуется…

Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой)

         От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.
         Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.
Тип мостика
Его характеристика
Примеры

1. Риторический
вопрос

Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора

«Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»
«Как поступает наш герой?»
«Может писатель не прав?»

2. Прямая
связь

Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях

«Рассмотрим теперь…»
«Проанализируем этот рассказ…»
«Ещё хочу сказать, что…»

3. Переход-
соединение

Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

«Это качество проявляется также в том…»
«Следующая черта, которую необходимо отметить…»
«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»

4. Переход- противопоставление

Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…

«Совсем иные взгляды свойственны…»
«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»
«Другие методы использует Толстой»

5. Внутренняя связь


Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла

«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.
Герою романа Н.Островского
пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Варианты заключений

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:
заключение-вывод
заключение-следствие.
Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:
«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».
Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей    внезапностью,    новизной    поставленного    вопроса    или  внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.

Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.

Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.

Материалы к предлагаемым направлениям тем.


Краткая характеристика направлений и произведения.

Время 
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Полезный материал для подготовки!!!
Презентация. Направление"Время" (Советы выпускникам, речевые клише, список произведений, тренировочные задания).
Образец сочинения ("Какое, милые,.. тысячелетие на дворе?")
Рекомендуемые произведения.
  • "Слово о полку Игореве" 
  • И.С. Тургенев "Отцы и дети"
  • А.П. Чехов "Вишнёвый сад", "Крыжовник"
  •  А.М. Горький "Старуха Изергиль"
  •  А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" 
  • С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава"
  •  М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" 
  • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...")
  •  Л.Н. Толстой "Война и мир", "Детство", "Отрочество", "Юность"
  • А..Грибоедов "Горе от ума"
  • И.А.Бунин "О счастье мы всегда лишь вспоминаем..."
  • М.А.Шолохов "Донские рассказы"
  • А.Т.Твардовский"По праву памяти"
  • А.А.Ахматова "Реквием"
  • В.Распутин "Прощание с Матерой"
  • Е.Замятин "Мы"
  • А.Куприн "Чудесный доктор"
  • Ф.М.Достоевский"Преступление и наказание"
  • А.Толстой "Петр Первый"
  • А.М.Горький Детство. В людях. Мои университеты.
Примерные формулировки тем сочинений по направлению "Время"
1. «Крутые у них времена».
 2. «Воистину железный век». 
3. «Какое, милые, тысячелетье на дворе?». 
4. «Время-это простор для развития способностей». 
5. «Время не любит, когда его тратят впустую». 
6. «Время – самое драгоценное из всех средств».
7. Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!" ( И. Гёте)
8. Счастливые часов не наблюдают"
9. « Единственной мерой времени является память »
10. "Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ее   использовали"
11. "История – самый лучший учитель, у которого   самые плохие ученики"
12. Какой патриот, какому народу ни принадлежал   бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из   истории отечественной?"
13. История — свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница   старины."
14. История — свидетельница прошлого, пример и   поучение для настоящего, предостережение для   будущего"
15. Согласны ли вы с утверждением, что личность   может быть бессмертна, благодаря своим   творениям и деяниям?"
16 Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". И.С.Тургенев
17. "Времена не выбирают, в них живут и умирают" (А.Кушнер)
18. С веком наравне. "век нынешний и век минувший"
19.  Как-то по-разному идет время...
20. "Время - великий учитель"
21.Проблемы века
22.Время поиска
23.Время рассказать о человеке…
24.Человек и время
25.Общество и эпоха
26.Время мужания
27.Время испытаний
28.Пора взросления
29.Время, вперед!
30.Герой(и) нашего времени
31.« О времена, о нравы! » ( Марк Туллий Цицерон)
32.История - ключ к пониманию народа
33.Писатель – судья своего времени
34." Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии.)
35.« Времена не выбирают, в них живут и умирают » ( А.С.Кушнер)
36.« В наши подлые времена человеку совесть нужна » ( Н.Коржавин)

Цитаты 
  • Час ребёнка длиннее, чем старика (Шопенгауэр).
  • На день надо смотреть как на маленькую жизнь (М.Горький).
  • Настоящая любовь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости (Хелен Роуленд)
  • Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени(Бальзак)
  • Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми (Блез Паскаль) 

Не забывайте о стихах!

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы. (Г.Р.Державин "Река времен")

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
 (А.С.Пушкин).Это стихотворение А.С. Пушкина о том, что жизнь – лишь мгновение, а любовь – вечное чувство, которое побеждает смерть, побеждает время.  

Дом 
 Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Рекомендуемые произведения.
  •  И.А. Гончаров "Обломов"
  •   Л.Н. Толстой "Война и мир"
  •  А.И. Солженицын "Матрёнин двор"
  • "Повесть о Петре и Февронии"
  • А.С.Пушкин. "Станционный смотритель"," Песня про купца Калашникова", "Капитанская дочка", «Евгений Онегин»
  • Д.И.Фонвизин "Недоросль"
  • М.Булгаков Белая гвардия. Мастер и Маргарита
  • Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба"
  • А.Н.Островский «Гроза"
  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 
Материалы к сочинению по теме "Дом"
Образец сочинения 3 (Тема дома и семьи в русской литературе XIX века)
А.С.Пушкин Капитанская дочка (На примере одного произведения рассмотреть направления итогового сочинения: «Дом», «Путь», «Любовь»).
Образец сочинения (Образ дома в творчестве А.П.Чехова)
Образец сочинения (Тема семьи в произведениях русских писателей XIX века. Презентация)
Образец сочинения (Образ дома в романе Л.Толстого "Война и мир" и А.Гончарова "Обломов". Презентация)
Цитаты
  • Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит).
  • Семья начинается с детей (А.И.Герцен)
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему (Л.Н.Толстой)
  • Добродетель родителей – большое приданое (Гораций).
  • Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину (Цицерон).
  • Береги жену, не давай ей воли (Д.И.Фонвизин).
  • В семейной жизни самый важный винт – это любовь (А.П.Чехов) 
Предлагаем вам примерные темы  по направлению "Дом".
  1. Дом   –  центр мира для человека
  2. Дом - основа человеческого бытия
  3. Дом   –  хранитель православных ценностей
  4. Дом   –  прекрасная мечта о счастье
  5. Дом   –  жилище, местообитание семьи
  6. Дом   –  островок, крепость в хаосе революционных, военных    событий
  7. Дом   –  пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.
  8. Дом   –  место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.
  9. Дом   –  утверждение вечности, красоты и прочности жизни.
  10. Дом – портрет души семьи.
  11. Дом   –  памятник человеку
  12. Потеря дома – крушение нравственных идеалов. ( О затоплении деревень в 70-80 годы 20 века.)
  13. Дом   –  разлад с собой и миром.  
  14. Дом   –  совесть для человека
  15. Дом   –  тревога
  16. Дом   –  судьба
  17. Дом   –  возрождение идеалов.
  18. Дом – Россия
  19. Дом – это место, где тебя всегда ждут
  20. « Родительский дом- начало начал »

Любовь 
Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах


Рекомендуемые произведения.
  •  А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка", лирика любви
  •  А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся"
  •   И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар"
  •   И.С. Тургенев "Отцы и дети"
  •   А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" 
  •  М. Горький "Старуха Изергиль" 
  •  А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" 
  •  С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" 
  •  М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" 
  •  М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли..."), лирика любви
  •  Л.Н. Толстой "Война и мир" 
  •  М.А. Шолохов "Тихий Дон" 
  • Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" 
  • А.Н. Островский "Гроза" 
  • Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" 
  • И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история"
  •   И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" 
  •  В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах" 
  • Л. Улицкая "Доч Бухары" 
  •  А. Платонов "Дерево Родины" 
  • Э.М. Ремарк "Три товарища" 
  • В. Шекспир "Ромео и Джульетта"
  •   Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" 
  • В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек,который смеется" 
  • Колин Маккалоу "Поющие в терновнике" 
  • Повесть о Петре и Февронии

"От жизни я любовь не отделяю..." Выпускное сочинение. Размышления.Как тема любви отражена в творчестве И.С.Тургенева ("Ася", "Первая любовь", "Отцы и дети", "Вешние воды").


Цитаты
  • Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся (Л.Н.Толстой).
  • Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский).
  • На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер)
  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев). 
Пословицы и поговорки о Родине
  • Своя земля и в горсти мила. 
  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха. 
  • На чужбине словно в домовине. 
  • Всяк кулик свое болото хвалит.
  • Всякому мила своя сторона. Любит и нищий свое хламовище
  • На чужой стороне и весна не красна. Наша весна красным красна
Художественный фильм по повести Б.Васильева "Не стреляйте в белых лебедей" (произведение может быть использовано по темам "Дом", "Любовь", "Путь")
Буктрейлер по повести 

Предлагаем вам примерные темы по направлению "Любовь".
  1. Любовь на века
  2. Всегда ли любовь делает человека счастливым?
  3. Любовь сильнее смерти…
  4. Любовь и война…
  5. Любовь и разлука…
  6. Любовь есть духовное возрождение...
  7. Лики любви...
  8. « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви? »
  9. « От любви к женщине родилось все прекрасное на земле » ( А.М.Горький)
  10. Лицемерная любовь хуже ненависти.

Путь 
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Рекомендуемые произведения.
  • М.Ю. Лермонтов "Мцыри", "Герой нашего времени"
  • Н.В.Гоголь "Мертвые души"
  •  Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" 
  • А.Н.Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"
  • И.А.Гончаров "Обломов"
  • А.П. Чехов "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"
  • И.А.Бунин "Чистый понедельник", "Господин из Сан-Франциско", стихотворение " О счастье мы всегда лишь вспоминаем..." (дорога к счастью)
  •  М.А. Шолохов "Тихий Дон", "Судьба человека"
  •  Л. Н. Толстой "Война и мир" 
  • Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" 
  • Б.Васильев "Сотников", "А зори здесь тихие", "Не стреляйте в белых лебедей"
  • В.Распутин "Прощание с Матерой"
  • Ч.Айтматов "Плаха"
  • Янн Мартел "Жизнь Пи"
  • О.Уайльд. "Портрет Дориана Грея". ( Главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые им поступки отражаются на его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. Дориан одинок: у него нет ни семьи, ни любимого человека рядом, нет настоящих друзей. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим).
Материалы для сочинения аны примерные темы по направлению, схемы «Дорога длиною в жизнь», «Путь в никуда», «Путь России», «Образ дороги в художественных произведениях». Ученикам предлагается цитатный материал, на который можно опираться при написании сочинения).
Подборка материалов по ключевому слову "Путь" (Рассмотрено "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева, "Москва - Петушки" В.В. Ерофеева, путешествие героя "Мёртвых душ" Н.В. Гоголя, пути исканий героев "Войны и мира" Л.Н. Толстого, путь Раскольникова к преступлению и покаянию).
Образец сочинения (Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века)
Цитаты
  • Сделай шаг, и дорога появится сама собой (Стив Джобс).
  • Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу (О.Генри).
  • У каждого из нас есть только одно истинное призвание  – найти путь к самому себе (Герман Гессе).
  • Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути (Фрэнсис Бэкон).
  • Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью (Поль Валери).
  • Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно (Данте Алигьери).
Не забывайте о стихах!!!
Рождаясь, человек не видит линий
Идет вперед неведомой судьбой
И главное для человека в жизни
Какой он след оставит за собой

(Владислав Старостин).

Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
(Расул Гамзатов)

Предлагаем вам примерные темы сочинений по направлению "Путь"

  1. Ах, дорожка, фронтовая…
  2. Долгий путь домой…
  3. Жизненный путь
  4. Путь познания
  5. Путь в вечность (Человек родом из вечности.)
  6. Дорога в никуда…
  7. Дорога чести
  8. Тип  « русского скитальца »  в литературе
  9. « Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь » ( Н.А.Некрасов)
  10. Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)
  11. Путь к себе...

Год литературы в России 
Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Образец сочинения
Сочинения по направлениям "Время", "Путь", "Год литературы"
Образец сочинения (Роль книги в моей жизни).
Цитаты о книге, чтении, литературе.
  • Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения (Монтескье).
  • Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым , а привычка записывать – точным (Ф. Бэкон).
  • Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать (Рене Декарт).
  • Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле (Гёте).
  • Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я ещё не читал (Авраам Линкольн). 
Пословицы и поговорки о книге
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Книги читать – скуки не знать.
  • Книга мала, а ума придала. 
  • Книга – друг человека. 
  • С книгой поведешься – ума наберешься. 
  • Дом без книги – день без солнца.
  • Испокон века книга растит человека
В мире мудрых мыслей
  • «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
  • «Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей». (Нестор-Летописец)
  • «Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». (Л.Н. Толстой)
  • «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен)
  • «Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!» (Г. Торо)
  • «Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». (Фрэнсис Бэкон)
  •  «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро) 
  •  «Чтение – вот лучшее учение!» (А.С.Пушкин)Все мы путешественники в джунглях этого мира, и лучшее, что мы можем отыскать во время наших странствий – это честного друга. (Роберт Луис Стивенсон)

Предлагаем вам примерные темы сочинений по направлению

  1. « Моя любимая книга »
  2.  « Роль книги    в моей жизни »
  3. « Кто для Вас идеальный герой литературы? »
  4.  « Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете? »
  5. « Можно ли обойтись без книг? »
  6. « Можно ли испытать радость, читая книгу? »
  7. « Какие вопросы задает человеку литература? » 
  8. Литература - это исповедь или проповедь?
  9. Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены любимых книг?
  10. « Самые яркие персонажи в литературе - неудавшиеся отрицательные герои. Самые тусклые - неудавшиеся положительные ». ( С.Д.Довлтов)
  11. « Поэт в России - больше, чем поэт »
  12. « Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро. »( Ф.Абрамов)
  13. « Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению » ( Ф.Бэкон)
  14.   Юбилейные даты  « Года литературы в России »: 
  15. « Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня? »
  16.  « А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте »,
  17. « Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) »  и т.д.

Какие вопросы задает жизни литература (ВИДЕО)

Другие материалы по этому направлению можно найти ЗДЕСЬ 

 (Кто из героев литературы Вам интересен и почему (ВИДЕО)

 Какие нравственные уроки может преподать литература (ВИДЕО)

Можно ли обойтись без книг (ВИДЕО)


Вы можете воспользоваться и материалами прошлого года.
В творчестве М.Ю.Лермонтова находим тему любви к Родине,к женщине. Поэта волнуют проблемы своего времени и человека, выбора жизненного пути. Повторите творчество поэта!

Основные темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Лекция Роман "Герой нашего времени"


Лекция "Мцыри", "Песня про купца Калашникова"




Рекомендуемые произведения.
  • «Мцыри, 
  • «Герой нашего времени» 
  • «Кавказский пленник» 
  • «Маскарад» 
  • «Песня про царя Калашникова..» 
  • «Демон"
  • Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Родина», «Пророк», "Валерик"
Цитаты, которые полезно выучить.
(Из романа "Герой нашего времени")
  • Жизнь — вечность, смерть — лишь миг.
  • Зло порождает зло.
  • Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами.
  • Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.
  • У меня несчастный характер; воспитание  ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив...
  • Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.
  • У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.
  • Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно.
  • Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться.
  • История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
  • Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.
  • И, может быть, я завтра умру!... и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно
Презентация "Тема одиночества. Сочинение"

Произведения о войне,безусловно, связаны с понятиями времени (время исторических потрясений, испытаний для человека и страны), пути (выбора нравственного пути для каждого человека в годы испытаний), дома (Россия - общий дом, который необходимо защитить от врага, защита малой родины и своего родного дома,своих близких,родных, любимых),  любви ( любовь к стране, общее чувство патриотизма).

Вопросы, заданные человечеству войной
Произведения для чтения:
  • «Слово о полку Игореве»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», "Севастопольские рассказы"
  • М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
  • В.Л. Кондратьев "Сашка"
  • В.О. Богомолов "Иван" 
  • А.И. Приставкин "Ночевала тучка золотая"
  • Булгакова «Белая гвардия».
  • Василь Быков "Сотников", "Знак беды"
  • Борис Васильев "А зори здесь тихие","А завтра была война", "В списках не значился"
  • Константин Воробьёв "Это мы, Господи!", "Убиты под Москвой"
  • В.Закруткин. "Матерь человеческая".
  • Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» 
  • Леонид Андреев «Красный смех»
  • Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо».
Примеры сочинений.
Сочинения по повести Василя Быкова "Сотников"
Другие сочинения...


Художественный фильм "Восхождение" (по мотивам повести "Сотников")

Сочинения по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..."

Буктрейлер по повести "А зори здесь тихие..."

Проблема чести и долга.... и другие сочинения...
Читать подробнее...
Презентация "Цитаты к сочинению о войне"
Презентация "Человек и война"


Буктрейлер по книгам о Великой Отечественной войне

Размышления по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"


Пословицы и поговорки о войне
  • Мир строит, война разрушает.
  • В бою побывать – цену жизни узнать.
  • Война приносит шрамы и раны.
  • Худой мир лучше любой брани.
  • Дружно за мир стоять – войне не бывать.
  • Войной да огнём не шутят.
В мире мудрых мыслей.
...Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».
Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество.
Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям.
Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других — слезы.
Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями.
Люди, которые... признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью.
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Материалы будут полезны при подготовке к сочинению по направлению"Любовь" (любовь к природе), "Дом" (природа - наш Дом, который необходимо сохранить для потомков), "Путь" (нравственный выбор человека во взаимоотношениях с природой: путь добра или зла)

Рекомендуемые произведения.
  • «Слово о полку Игореве»; 
Материалы для повторения
    Русская земля, родная природа в "Слове..." очинение)
    • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася»,
    • А.И. Куприн «Олеся»,
    Человек и природа в повести "Олеся" (сочинение)
    • М.М. Пришвин «Кладовая солнца»,
    • М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
    • В.П. Астафьев «Царь-рыба»;
    • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»;
    • В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»;
    • Ч. Айтматов «Плаха»;
    • В.М. Шукшин «Заревой дождь».
    Размышления по направлению "Человек и природа в отечественной и мировой литературе"
    Спор поколений: вместе и врозь
    Данные материалы и рекомендации можно использовать для подготовки к сочинению по направлению "Любовь" (любовь родителей к детям и детей к родителям"), "Дом"( роль родительского дома в формировании нравственных качеств ребёнка), "Время" (влияние времени на мировоззрение, жизненные ценности представителей разных поколений), "Путь" (нравственный выбор человека, цели в жизни)
    Рекомендуемые произведения.
    • А.С. Грибоедов «Горе от ума».
    Онегин и Чацкий (сочинение)
    Другие сочинения...
    • Д.И. Фонвизин «Недоросль».
    Другие сочинения...
    • И.С. Тургенев «Отцы и дети».
    Кто нужен России? (сочинение)
    Другие сочинения...
    • Л.Н. Толстой «Война и мир».
    • А.Н. Островский «Гроза».
    • А.П. Чехов «Вишневый сад».
    • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
    Презентация к сочинению. "Спор поколений..."







                  Чем люди живы?
                  Люди живы тем, что вечно. Нет жизни без любви (направление "Любовь"), без милосердия, сочувствия, сострадания, добра (направление "Путь"), люди живы,пока жива их память (направление "Время"), люди не могут жить без родины, семьи, дома (направление "Дом")
                  Рекомендуемые произведения.
                  • И.А. Гончаров "Обломов"
                  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
                  • Л.Н. Толстой "Война и мир", рассказ "Чем живы люди?"
                  • И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"
                  • М. Горький "Старуха Изергиль", "На дне".
                  • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита".

                  Цитаты: 
                  Чем люди живы? 

                  • "...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов).
                  •  «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный- невозможно...» (А.С.Пушкин).
                  • " Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский).
                  • «Поэзия - это форма любви» (М.М. Пришвин).
                  •  «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).
                  • «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
                  •  «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв).
                  • «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский).
                  •  «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
                  • «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).
                  • «Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков».
                  •  «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).
                  • «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский).
                  • «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).
                  • «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С.Мережковский).
                  • «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).
                  •  «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).
                  • «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).
                  • «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).
                  • «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).
                  • «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).
                  •  «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский».
                  • «Нет счастья в бездействии…»  (Ф. М. Достоевский).
                  • «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский).
                  • «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский).
                  • «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).
                  • «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский).






                  Комментариев нет:

                  Отправить комментарий