литература 10 класс


Александр Николаевич Островский

1823-1886
"Моя задача- служить русскому драматическому искусству"
А.Н.Островский
А.Н.Островкий - создатель русского национального театра.
«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». (Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому).

Дом-музей А.Н.Островского в Москве

 

Щелыково. Музей-усадьба



"Колумб Замоскворечья"


Начало литературной деятельности. Пьеса "Банкрот"


Вопросы для проверочной работы по биографии А.Н.Островского.

1. Годы жизни писателя
2. Этапы творчества
3. Журналы, в которых сотрудничал.
4. Особенности пьес Островского
5. Начало творческой деятельности (первое произведение, дата)
Для подготовки воспользуйтесь презентацией с урока "Колумб Замоскворечья" ЗДЕСЬ   



Пьеса "Гроза"
1. История создания пьесы "Гроза" http://video.yandex.ru/users/peressa2009/view/229/
3. Фильм "Жестокий романс" (по пьесе "Бесприданница")СМОТРЕТЬ
4. Спектакль Малого театра 1977 года "Гроза" СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
5.Фильм "Банкрот" (по пьесе "Свои люди-сочтемся") СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
6. Аудиокнига "Гроза"СЛУШАТЬ ЗДЕСЬ
7. Текст драмы "Гроза" ЗДЕСЬ
Лекция по пьесе "Гроза"  Д.Бака СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ


Задание по действию 1.
Напишите связный текст изложения на тему "Нравы города Калинова" (используя монолог Кулигина - явл.3 и содержание 1-го действия). При составлении текста опирайтесь на вопросы:
1. Какими называет Кулигин нравы города Калинова?
2. Какую характеристику он даёт мещанскому сословию?
3. Кто имеет власть в городе? Почему?
4. Что он говорит о взаимоотношениях купечества между собой?


Монолог Катерины (д.1, явл. 7)
Отчего люди не летают!
Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? 
Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Сравните два свидания: Катерины с Борисом и Варвары с Кудряшом. Ответьте на вопрос: каково отношение к любви и жизни этих персонажей.

  1.        Что общего в этих сценах?
  2.        Докажите, что чувства Кудряша и Варвары простодушно-грубоватые (приведите примеры ремарок и речи, прокомментировав их).
  3.        Докажите, что тон объяснений Бориса и Катерины приподнято-лирический (приведите примеры ремарок и речи, прокомментировав их).
  4.        Какую роль играют содержания песен в этой сцене?
  5.        Сделайте вывод о характерах героев и об их отношениях.
  6.   .   Добролюбов назвал Катерину нравственным идеалом. Может ли эта сцена подтвердить эти слова?
Темы сочинений по пьесе "Гроза"
Выберите одну из предложенных тем, напишите сочинение по данной теме объёмом не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, оно не оценивается). 
  • Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
  • Аргументируйте свои тезисы, опираясь на произведение.
  • Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
  • Продумывайте композицию сочинения.
  • Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Сочинение оценивается по следующим критериям:
  1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений.
  2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями.
  3. Обоснованность привлечения текста произведения.
  4. Композиционная цельность и логичность изложения.
  5. Следование нормам речи.
  1. В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары (по пьесе А.Островского «Гроза»)?
  2. Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (по пьесе А.Островского «Гроза»)?
  3. Какую идейную нагрузку несут в себе финальные сцены пьесы А.Н.Островского «Гроза»?
  4.  Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха? (по пьесе А.Островского «Гроза»).
  5. Мастерство А.Н.Островского в создании драматургического характера (на примере героя или героини одной из пьес по выбору)
Иван Александрович Гончаров.

Роман "Обломов"

О романе Гончарова (обобщающее повторение) смотреть  ЗДЕСЬ
Художественный фильм "Несколько дней из жизни Обломова"
 (1 серия)смотретьЗДЕСЬ, (серия 2) - ЗДЕСЬ
Биография Гончарова смотреть ЗДЕСЬ

Роман "Обломов"
Лекция по роману "Обломов"
"Сон Обломова" (глава 9)
Сочинение.
Какую роль играет глава «Сон Обломова» в романе?
Глава «Сон Обломова» помогает  глубже раскрыть психологию героя. Она является частью экспозиции, знакомит читателя с главным героем романа Ильёй Ильичом Обломовым. В предыдущих главах мы узнаём об образе жизни героя, основой которой являются лень и апатия. «Отчего я такой?»- задаёт себе вопрос сам герой в 8 главе. Глава «Сон Обломова» даёт ответ на этот вопрос.

Вопросы для основной части сочинения.

1. Глава начинается с пейзажа. С какой целью он вводится в роман. Можно ли назвать его пейзажем-символом? Выпишите несколько определений, данных этому описанию. Что они символизируют?
2. Проследите, из чего складывается день жизни у Обломовых? Чем заняты родители Илюши?
3. Каким ребенком мы видим Илюшу?
4. О чем рассказывала Илюше няня? Чему способствовали эти рассказы?
5. Дополните характеристику «обломовцев», используя рассказ об учебе Илюши (их отношение к образованию, труду, жизни, деньгам). Подтвердите свои мысли точными цитатами из текста.
6. С какой целью родители отправляют сына учиться?
7. Каким мы видим 13-летнего Обломова? Почему произошли перемены?
Сделайте вывод.
- Какую роль играет глава «Сон Обломова» в романе?
Отрывки их фильма "Детство Обломова"ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и  ЗДЕСЬ.
"Сон Обломова" (аудио) ЗДЕСЬ
Подготовьтесь к тесту по  роману "Обломов"
Часть 1.
1.  Глаза И.И.Обломова: а) светло-голубые; б) темно-серые; в) темно-карие.
2.  Кто это? «Пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды»: а) Илья Ильич; б) Тарантьев; в) Захар.
3.   А это кто? «Вошел молодой человек лет 25, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него»: а) Волков; б) Штольц; в) Пенкин.
4.   Каково происхождение Обломова? а) дворянин; б) мещанин; в) купец.
5.   Чин Обломова? а) коллежский секретарь; б) цензор; в) чиновник канцелярии губернатора.
6.   Какой год Обломов проживает в Петербурге? а) 13-ый; б) 12-ый; в) он живет в Москве.
7.   Сколько крепостных душ досталось ему в наследство? а) у него не было крепостных; б) 250; в) 350.
8.   Что считал Обломов синонимом слова «труд»? а) покой; б) сказка; в) наказание.
9.    Куда Обломов, будучи на службе, по ошибке отправил нужную бумагу? а) в Архангельск, б) в Астрахань, в) в Арзамас.
10. В родовое имение Обломовых входили села: а) Малиновка и Сосновка; б) Сосновка и Вавиловка; в) Вавиловка и Верхлево.
11.Главной и первой жизненной заботой в Обломовке была забота: а) о воспитании детей; б) о здоровье; в) о пище.
12. Последним посетителем Обломова в 1-ой части был а) Тарантьев; б) Штольц; в) никто к нему не приходил.
Часть 2, 3.
Вариант 1.


1.  «Теперь или никогда», -говорит Штольц Обломову. «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя…» Куда хотел увезти Штольц Обломова?
2. «Но Обломов не уехал ни через месяц, ни через три». Почему?
3.Когда Обломов понял, что Ольга любит его?
4.Что заставило Обломова написать письмо Ольг
5.Куда переехал Обломов из центра Петербурга?
6. «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден…и…гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу?» Кто и когда говорит это Обломову? Что он ответил?
7.Что стало со Штольцом и Ольгой?
8.Как звали жену Обломова?
Вариант 2.


1.Где познакомился Обломов с Ольгой?
2.Как звали жену Захара? Чем она отличалась от Захара?
3. Как отнеслись к появлению Обломова родные Ольги?
4. С чего начинается 3 часть романа?
5. Когда Обломов вновь начал носить халат?
6.Кто помог «разориться» Обломову?
7. Какова судьба Захара?
8. Как звали сына Ильи Ильича Обломова?


Обобщение по роману "Обломов"



Иван Сергеевич Тургенев.


Тургенев и Виардо. Больше, чем любовь





Роман "Отцы и дети"
Сайт для людей (краткое содержание по главам)
Художественный фильм "Отцы и дети" (1985 год) Серия 1-2
Художественный фильм "Отцы и дети" (1985 год) Серия 3

Художественный фильм "Отцы и дети" (1985 год) Серия 4

Общая характеристика романа
Вопросы к видеоролику
1. Какого героя замыслил показать Тургенев в романе?
2. В каком журнале опубликован роман?
3. Кому посвящен роман?
4. В каком году происходит действие романа? О чем говорит такая точная датировка?
5. На какие вопросы отвечает роман?
6 Каков жанр произведения?
7. Какова основная тема романа?
8. Какой конфликт положен в основу романа?
9. Каковы сюжетно-композиционные особенности романа?
10. В чем принцип цикличной композиции?
11. Какой принцип использует Тургенев при построении системы образов?
12. Какой герой главный в системе образов? Как раскрывается его характер?
13. В столкновении с каким героем раскрывается мировоззрение героя?
14. Что раскрывает автор в герое через взаимоотношения с Одинцовой?
15. Принимал ли Тургенев взгляды людей базаровского типа? Как он относится к герою? Почему он приводит героя к гибели? 
16. Через какие испытания проводит героя Тургенев и как он их выдерживает?
17. Против кого направлено произведение Тургенева?
18. Какие особенности таланта писателя проявились в романе?
19. Что такое скрытый психологизм?
Лекция о романе "Отцы и дети"
Тема "Отцов" на страницах романа "Отцы и дети"

Анализ эпизода (глава 2). 
Смысл, художественное своеобразие и роль в произведении.
« - Дай же отряхнуться, папаша…» (до конца)


  1. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
  2. Какая тема намечается в данном фрагменте?
  3. Что главным образом определяет поведение Николая Петровича Кирсанова?
  4. Можно ли судить об авторском отношении к Базарову по данному эпизоду?
  5. Какое средство использует автор для создания образа героя?
  6. Проследите роль художественной детали в создании образа героя.
  7. В чем, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов» и «детей» и в каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения отцов  и детей?
 Дать толкование слов: аристократия, догматизм, лаконизм, либерализм, мировоззрение, нигилизм, принцип.

Сочинение.
"Сила и слабость нигилиста Базарова"
 (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети").

Тип сочинения - характеристика героя. Тема связана с образом главного героя.
Задача:
  • раскрыть существенные черты героя;
  • дать социальную характеристику (его взгляды, убеждения, идеалы, нравственные принципы);
  • раскрыть идейно-нравственный смысл образа (что в нём утверждается или отрицается);
  • раскрыть отношение автора к герою;
  • представить оценку героя в критике;
  • выразить собственное отношение к герою.
Примерный план.
I.Базаров в восприятии современников И.С.Тургенева.
II.Сила и слабость нигилиста Базарова.
1).Почему мы спорим о тургеневском герое?
2). Нигилизм Базарова: отрицание всего или отношение "ко всему с критической точки зрения".
3).Принципы, которые отрицает Базаров, и истоки этого отрицания.
4). Утверждение через отрицание:
а) подлинного человеческого достоинства;
б) разума, воли и самовоспитания;
в) естественных наук;
г) трудолюбия и бескорыстия;
д) искренности и естественности в человеческих отношениях.
5. Поприще, для которого готовил себя Базаров.
6. Заблуждения героя с точки зрения автора и наших современников:
а) взгляды на искусство;
б) отношение к любви;
в) восприятие природы.
7. Смерть Базарова - подвиг огромной силы.
III. Идейный смысл образа Базарова. Отношение автора к герою. Собственное отношение к нему.
Желаю успехов!

Николай Алексеевич Некрасов.

Для заучивания наизусть:
  1. «Я не люблю иронии твоей...» (Текст стихотворения)


     ИЛИ "Мы с тобой бестолковые люди..." (Текст стихотворения)
  2.  «Вчерашний день, часу в шестом…»(текст стихотворения)
  3. «Поэт и Гражданин» (Отрывок со слов: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной....до слов: "В твоем труде заблещут сами их животворные лучи".Текст стихотворения)
  4.  «Элегия» 
    («Пускай нам говорит изменчивая мода...») (Отрывок: первые две строфы: до слов "Народ освобождён, но счастлив ли народ?"Текст стихотворения
  5. «О Муза! я у двери гроба…»(Текст стихотворения)
Лекция "Лирика Н.А.Некрасова.



Контрольные вопросы по лирике А.Н.Некрасова
1.Кого в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» Н.А.Некрасов считает родной сестрой молодой крестьянки, избиваемой кнутом на площади
2.Кому из героев стихотворения «Поэт и гражданин» принадлежат строки?
Нет, ты не Пушкин. но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Ещё стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...
3. Какой классической для русской литературы теме посвящено стихотворение «Элегия»? («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема "старая страдания народа"
И что поэзия забыть её должна...
4.  В каком произведении Н.А.Некрасова звучит «гимн» в честь «царя-голода»?
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему...
5.Какой из перечисленных стихотворных жанров в творчестве Н.А.Некрасова принёс ему славу подлинно народного поэта?
1)ода
2)песня
3)элегия
4)послание
6. В каком стихотворении прозвучали строки:
Не может сын глядеть спокойно
на горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой...
1)»Рыцарь на час»
2)»Элегия»
3)»Поэт и гражданин»
4)»Пророк»
7. Стихотворение «Элегия» начинается с полемического вступления:
1) Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа...
2) В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай.
3) Дни идут... Всё так же воздух душен,
Дряхлый мир - на роковом пути.
4) Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять


Темы сочинений по поэме "Кому на Руси жить хорошо".
1.  Матрёна Тимофеевна - идеал "величавой славянки" в поэме.
2. Образ народного защитника Гриши Добросклонова.
3. Образы крестьян и собирательный образ крестьянства в главе "Счастливые".
4. Образы бунтарей и народных философов в поэме.
5. Портреты представителей господствующих классов в поэме.                                                

        Фёдор Михайлович Достоевский  


Биография.
    


 Презентация. Этапы жизни и творчества.        Интерактивная лекция.                                                                                                                

  Роман "Преступление и наказание"

1. Петербург в романе
Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского.
Написать сочинение в жанре "Анализ эпизода". 
Для анализа предлагаются следующие эпизоды:
1. Первая, вторая и третья встреча Раскольникова с Соней (анализ одной из встреч).
2. Встреча Раскольникова и Мармеладова в трактире.
3. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.
4. Последняя встреча Свидригайлова и Дуни.
5. Последняя встреча Свидригайлова и Раскольникова.
(комментарии в папке "Сочинение по литературе").

Лев Николаевич Толстой.
Жизнь и творчество.
Подготовьте ответы на вопросы по данному видеоролику.
1.В чем Л.Толстой видел  значение Ясной Поляны?
2. О чём свидетельствует дневник Л.Толстого, который он начал вести в 1847 году?
3. Какую роль в становлении личности Л.Толстого сыграл его старший брат Николай?
4. В чём состоит секрет «зелёной палочи»?
5. Какой поэт открыл талант Л.Толстого и опубликовал его первые произведения?
6. На какие особенности таланта  молодого писателя Л.Толстого указал критик Н.Г.Чернышевский?
7.Какие принципы положены в основу «свободной школы» Л.Толстого?
8. Какая книга Л.Толстого утвердила о нём окончательное мнение как о гениальнейшем писателе?
9. Что предполагала идея «опрощения» Л.Толстого?
10. В чём суть идеи «нравственного усовершенствования»?
11. С чем связано желание Л.Толстого уйти из семьи?
12. Почему Л.Толстой был отлучён от церкви?
13. В каких своих произведениях Л.Толстой видел особую ценность? Почему?
Подготовьтесь к проверочной работе по биографии Л.Толстого.
  1. Годы жизни Л.Толстого
  2. Место рождения Л.Толстого
  3. Имя отца и матери Л.Толстого
  4. Кто воспитывал детей после смерти родителей?
  5. Место учёбы и годы   
  6. Место и годы военной службы
  7. Первые произведения Л.Толстого
  8. Журнал, с которым сотрудничал Л.Толстой, редактор журнала
  9. Педагогическая деятельность Л.Толстого
  10. Жена Л.Толстого
  11. Годы работы над романом «Война и мир». Какова основная мысль романа?
  12. Название романа, в котором основной мыслью была «мысль семейная»
  13. Название романа, в котором основной мыслью стала мысль о духовном возрождении
  14. Произведения Л.Толстого последних лет
  15. Где умер Л.Толстой, где находится его могила
  16. Вопрос из видеоролика (см. выше)
Для подготовки вы можете воспользоваться также материалами, расположенными ниже.

 Биография Л.Толстого часть 1

Роман "Война и мир"
Краткое содержание романа по частям
Вопросы по содержанию 1-го тома романа «Война и мир»
Часть 1
  1. С какого эпизода начинается роман? С какого года?
  2. Кто приезжает в гости к А.П.Шерер? С какой целью?
  3. Что узнаем о Пьере Безухове? Об Андрее Болконском?
  4. Чем отличается Пьер от всех гостей салона Шерер?
  5. Как относится Андрей Болконский к гостям Шерер?
  6. Как относятся гости Шерер к Наполеону?
  7. Как относится к Наполеону Пьер?
  8. Почему князь Андрей отправляется на войну?
  9. Что привлекает Пьера в князе Андрее? А  Болконского в Пьере?
  10. Какую жизнь ведёт Пьер в Петербурге?
  11. За что Пьера выслали в Москву? Кто и где об этом рассказывает?
  12. Кто живёт в семье Ростовых?
  13. Сколько лет Наташе Ростовой в начале романа?
  14. В кого влюблена Наташа? В кого влюблена Соня?
  15. Что узнаем о Вере, старшей сестре Наташи?
  16. Кто такой Берг? Что о нём узнаём?
  17. Кто такой Борис Друбецкой? Что о нём известно?
  18. Кто претендует на наследство графа Безухова?
  19. Кто стал наследником графа Безухова? Откуда мы об этом узнаём?
  20. Как зовут отца Андрея Болконского? Где он живёт и с кем?
  21. Какие две добродетели существуют для отца Андрея?
  22. Чем  занимается отец Андрея в своём имении?
  23. Как зовут сестру Андрея? Что о неё узнаем?
  24. Зачем приезжает Андрей к своему отцу?
Часть 2.
  1. Где происходит действие? Когда?
  2. Где служит князь Андрей? Как он изменился?
  3. Как относились к Андрею в армии?
  4. Как относится к Андрею Кутузов?
  5. Где служит Николай Ростов? Кто его командир?
  6. Каким было первое боевое задание Николая Ростова? Как он с ним справился?
  7. Кто должен был сдержать наступление армии Наполеона?
  8. Кто такой Тушин? Какой подвиг он совершает?
  9. Чем заканчивается первый бой для Николая Ростова?
Часть 3
  1. Что происходит в жизни Пьера?
  2. С какой целью приезжает князь Василий Курагин к старому графу Болконскому?
  3. Какое решение принимает княжна Марья Болконская? Какую цель в жизни она себе определяет?
  4. Как относится Кутузов к решающему сражению с французами под Аустерлицем?
  5. О чём мечтает князь Андрей перед сражением?
  6. Как заканчивается для Андрея бой под Аустерлицем?
  7. Каким представляется Андрею Наполеон после Аустерлицкого сражния?
  8. О чем мечтает Андрей после Аустерлица?
  9. Как закончилось  Аустерлицкое сражение?

Вопросы к проверочной работе по 2 тому «Войны и мира» Л.Н. Толстого

1. Как описывает Толстой Петра Ивановича Багратиона на обеде, посвящённом этому героическому полководцу? Какие стилистические средства использует автор, какого эффекта достигает?

2. Что послужило причиной дуэли Пьера с Федором Долоховым в Сокольниках?

3. Каких трёх французских слов, обращённых к Элен, стыдится Пьер?
4. Вспомните сцену в связи с дуэлью Пьера и Долохова, когда Элен грубо нападает на Пьера: «К чему это поведёт? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы…» Опишите, как Элен входит и покидает кабинет Пьера. На каком стилистическом приёме строится данная сцена?
5. Какое «слово, которое никогда не говорил ей», сказал князь Андрей своей жене, вернувшись в Лысые Горы?
6. Почему, решив отомстить Николаю Ростову (за что?), Долохов задумал выиграть у него сорок три тысячи рублей?
7. Как повёл себя Пьер с князем Василием, когда тот явился примирять супругов?
8. «Павлоградский полк в делах потерял только двух раненых; но от голоду и болезней потерял почти половину людей.» Что предпринял Василий Денисов в данных обстоятельствах?
9. Где находит Николай Ростов Денисова? Чем поразило его это место?
10. О чём Денисов просит Ростова?
11. Что ответил государь на эту просьбу Денисова?
12. Какой орден пожаловал Наполеон храбрейшему из русских солдат? Кого именно наградили? Что посылает Александр «самому храброму из французских офицеров?
13. Каким видится, какие мысли навевает князю Андрею дуб до и после его встречи с Наташей в Отрадном? ( Эпизод, когда Наташа любуется ночным небом.)
14. На какие 4 разряда подразделял Пьер всех масонов, которых  он знал?
15. Кто первым пригласил Наташу на танец – тур вальса – на её первом балу?
16. Что поразило князя Андрея в Наташе?
17. Чем были особенно довольны молодожёны Адольф и Вера Берги на «маленьком вечерке» для общих знакомых?
18. На ком женится Борис Друбецкой?
19. Прокомментируйте высказывание Н. Долининой ( Н. Долинина По страницам «Войны и мира», - Ленинград, - 1989, - С.128-129) : «Если бы князь Андрей не уехал… Если бы княжна Марья и старый князь приветливо приняли Наташу… Если бы не вмешалась Элен и не стала сводить брата с Наташей… Если бы не Анатоль…» Что не / произошло?
20. Как узнала Марья Дмитриевна о предстоящем побеге Наташи с Анатолем?
21. О чём просила Марья Дмитриевна Пьера?
22. « - Где вы – там разврат, зло, - сказал Пьер своей жене.» Правомерно ли отнести данные слова и к Анатолю? (« - О, подлая, бессердечная порода!») Почему?
23. Кто, кому и при каких обстоятельствах произносит  такие слова: « - Всё пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.»

Вопросы по  содержанию 3 тома.
Часть 1
  1. Каково было содержание письма царя Александра Наполеону?
  2. С какой целью едет в Петербург Андрей Болконский? С кем он там встречается?
  3. За что получил награду Николай Ростов? Какая это была награда? Что мучает его?
  4. Что известно о Наташе Ростовой?
  5. Какую жизнь ведет Пьер? О каком своём предназначении думает Пьер?
  6. Что узнаем о Пете Ростове?
  7. Что жертвует для армии Пьер?

Часть 2
  1. Как готовится Смоленск к встрече Наполеона?
  2. Как выражаются патриотические чувства в салоне А.П.Шерер?
  3. Что происходит с отцом князя Андрея?
  4. Чем помог княжне Марье Николай Ростов? Какое впечатление произвел на неё Николай Ростов?
  5. Кто и при каких обстоятельствах говорит слова: «…твоя дорога – это дорога чести»?
  6. Какие действия предпринимает Пьер, когда французы подошли к Москве?
  7. С кем встречается Пьер под Бородино?
  8. Какое место «станет самым памятным» для Пьера  на Бородинском поле?
  9. В чем смысл разговора князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением?
  10. Кто произносит слова: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра»
  11. Как Пьер участвует в Бородинском сражении?
  12. Как ведет себя Кутузов во время Бородинского сражения?
  13. Как закончилось Бородинское сражение для князя Андрея?
  14. Кого встречает князь Андрей в лазарете?
  15. Какая победа была одержана русскими под Бородино?

Часть 3
  1. Какое решение принимает Кутузов после Бородинского сражения? Где это происходит?
  2. Как ведут себя жители Москвы, ожидая вступления Наполеона в Москву?
  3. Что узнаем об Элен?
  4. Что узнаем о семье Ростовых?
  5. Что предпринимает Пьер, оставшись в Москве, занятой Наполеоном?
  6. Где останавливаются Ростовы после отъезда из Москвы? С кем встречается Наташа?
  7. Как Пьер оказался в плену?

Вопросы по  содержанию 4 тома.
Часть 1
  1. Чем заняты гости А.П.Шерер?
  2. Что и почему пишет в письме Соня Николаю Ростову?
  3. Как складываются отношения Николая Ростова и Марьи Болконской?
  4. К какому наказанию и за что приговаривается Пьер?
  5. С кем знакомится Пьер в плену? Что он о нем узнает?
  6. Кто ухаживает за князем Андреем в последние часы его жизни?

Часть 2
  1. Как ведут себя французы в Москве? Что предпринимает Наполеон?
  2. Какое новое понимание жизни приходит к Пьеру в плену?
  3. В чем заключалась деятельность Кутузова «со времени известия о выходе французов из Москвы и до конца кампании»?

Часть 3
  1. Какая война начинается  со времени оставления Смоленска?
  2. Каким отрядом руководит Денисов?
  3. Кто в нем служит вместе с ним?
  4. Кто такой Тихон Щербатый? Что о нем узнаем?
  5. Что узнаем о Пете Ростове? Как он погибает?
  6. Кто освобождает Пьера из плена?

Часть 4
  1. Как встречают Ростовы известие о гибели Пети?
  2. Как изменился Пьер после плена? Какая одна, очень важная черта появилась в нем?
  3. Где встречается Пьер с Наташей?



Вопросы к видеоролику «Работа над романом «Война и мир»
  1. Где и когда началась работа над романом?
  2. Что стало истоком замысла романа?
  3. Продолжите предложение: «Я старался писать историю…» (Л.Толстой о замысле романа)
                                      Мировоззренческие позиции Л.Толстого

Вопросы к видеоролику «Мировоззренческие позиции Л.Толстого".
Запишите тезисы, отражающие взгляды Л.Толстого на жизнь и её законы (вместо точек вставьте нужные слова).
«Всё в этом мире происходит осмысленно, имеет цель и предопределённость, а первопричиной всего является ..... Именно ....., а не хаотическая чехарда событий и нежелание великих людей влияет на ........... Главный закон жизни – ......   ......и есть ..... Счастье возможно достичь с помощью ........, гармонии со всем миром, поэтому величайшим злом является......... Проявлением этого зла становится в романе ....... Война не ......, а самое........ в жизни, противоестественное человеческой природе».
Запишите тезисы, отражающие взгляды Л.Толстого на народ.
«Народ – это носитель ......, это мир, где все вместе, без различия сословий, без вражды соединены ........... Армия побеждает только тогда, когда в ней силен ......... Власть есть совокупность........, перенесённая выраженным или молчаливым согласием на избранных массами правителей».
Запишите тезисы, отражающие взгляды Л.Толстого  на  человека.
«Подлинный, или настоящий человек, человек ......., не может не искать........, следовательно, он не может не прийти к тому, в чём эта истина являет себя: к ......., к ........, к....... Любить жизнь – любить ....... Вот что главное. Нет величия  там, где нет ......, ..........и ......... Человек – это особый, неповторимый мир и одновременно частица всеобщего мира».
Запишите тезисы, отражающие взгляды Л.Толстого  на  назначение женщины.
«Главное предназначение женщины – быть ....... и .........".
                                                
                                            Тематика и проблематика романа


 Просмотрев и прослушав содержание видеоролика, составьте тезисный план к сочинению на тему «Широта тематики и проблематики романа «Война и мир»
ЗАДАНИЕ.
Подготовьтесь к анализу эпизода "В салоне А.П.Шерер" , ответив письменно на вопросы:
  • Кому принадлежит салон, с описания которого начинается роман-эпопея «Война и мир»? Напомните, пожалуйста, кто такая – Анна Павловна Шерер?
  • Кто был первым гостем? 
  •  Кто такой В.Курагин, какой пост он занимает? 
  • Какова цель приезда В.Курагина?
  • Как отзывается отец о своих детях?
  • Перечислите других гостей салона.
  • С какой целью они приезжают сюда?
  • Чем отличался Пьер от остальных гостей салона?
  • Как приняла его Анна Павловна?
  • Какое определение Пьеру дает Анна Павловна ?
Антон Павлович Чехов.

Сайт Антон Павлович Чехов
Биография, статьи, произведения, краткие содержания, цитаты, сочинения.
Художественный фильм "В городе С" ( по рассказу "Ионыч")


Тест по рассказу "Ионыч"

Домашняя работа.
 Проанализируйте эпизод свидания на кладбище (по рассказу "Ионыч"), ответив на вопросы:
1. Понимает ли Старцев, что записка Котика - дурачество?
2. Докажите, что картина кладбища дается в поэтических красках.
3. Докажите, что чувства Старцева контрастируют с картиной природы.
4. Чем сменяется  чувство умиротворения Старцева?
5.  Какие слова в эпизоде являются ключевыми?
6. Можно ли считать это эпизод кульминационным? Почему?


Контрольные вопросы по рассказам А.П.Чехова

1. Какой из перечисленных рассказов А.П.Чехова не входит в состав так называемой "маленькой трилогии"?
а) "Человек в футляре"
б) "О любви"
в) "Крыжовник"
г) "Ионыч"
2.Какой мотив прослеживается во всех трех рассказах?
а) Мотив того, что  слава и успех преходящи
б) Мотив любви к деньгам и корыстолюбия 
в) Мотив ответственности за свою жизнь и выбор пути
г) Мотив одиночества и затворничества 
3. Какими героями объединены рассказы «маленькой трилогии»?
4. Определите, какому герою принадлежит это описание
«… постарел, располнел, обрюзг, щеки нос и губы тянутся вперед – того и гляди хрюкнет в одеяло»?
5. Чей это портрет? 
«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в колошах и с зонтиком и непременно  в теплом пальто на вате»?
6. Чья это фраза?
 «Как бы чего не вышло». 
7.Верно ли это? 
Беликов был учителем латинского языка. 
8. Назовите тему рассказа "Ионыч"
9. Какой процесс исследует Чехов в рассказе «Ионыч»?
10.Кто в губернском городе, куда приехал герой рассказа «Ионыч», олицетворяет пошлость и застой?
11. Найдите соответствия.
1.В город С. приезжает молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он увлечен своей деятельностью, лечит
бедняков; способен на искреннее
чувство к Екатерине Ивановне (Котику), дочери Туркиных, «самых талантливых людей в городе»
А. У Старцева уже тройка с бубенчиками. Он пополнел, страдает одышкой. Пополнел и его кучер Пантелеймон.
2.Постепенно частная практика
становится главным его занятием, страсть к наживе — смыслом жизни
Б. У Старцева появляется пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке (двойник Старцева). Герой думает о том,
что ему не нужно полнеть
3.Через четыре года у Старцева уже большая практика. Он еще рассуждает о том, что «нужно трудиться…»
В. Спустя несколько лет Старцев
еще больше пополнел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад
4.Старцев окончательно деградирует. Любовь Екатерины
Ивановны его не трогает.
На слова Котика о высоком предназначении Старцев
вспоминает свое любимое занятие — пересчитывать по
вечерам деньги
Г. Старцев ходит пешком — своих лошадей у него еще нет
12.Что думает Старцев о семье Туркиных (продолжите предложение)
«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то…..».
13. Почему Чехов в начале рассказа «Ионыч» называет героя "доктор Старцев", а во второй части только по отчеству?
14. Какие приметы времени правления царя Александра III есть в рассказе «Человек в футляре"?
15. Как звали учителя географии, назначенного в гимназию в рассказе «Человек в футляре»?
16. Что было изображено на карикатуре и какая подпись стояла внизу карикатуры  в рассказе «Человек в футляре»?
17. Чем был возмущен Беликов, встретив на улице Коваленко?
18. Какой персонаж в рассказе "Человек в футляре" является воплощением вольной жизни, наполненной движением,радостью и смехом ?
19. Образ человека в футляре стал нарицательным. Объясните почему?
20. В какую формулу укладывалась осторожность Беликова?
21. В чем были одеты все присутствующие на похоронах Беликова? Что этим хотел сказать Чехов?
 22. Вставьте в текст недостающие слова: ««Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в …….. И зонтик у него был в…., и часы в ….из серой замши, и нож у него был в….; и лицо, казалось, тоже было в…., так как он все время прятал его в…... Он носил….., фуфайку, уши закладывал ….,и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать….».
«У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление….., создать себе, так сказать, …..,который уединил бы его, защитил бы от ……Действительность раздражала его, пугала, держала в …..и …….языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же……, куда он прятался от действительной жизни».
23. Какая из цитат принадлежит рассказу "Крыжовник"?
а) "Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил".
б) "Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло".
в) От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением.
24. Выучите одну из цитат наизусть. Укажите из какого она рассказа.
  • Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.
  • Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. 
  • Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!
  • Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!

Пьеса "Вишнёвый сад"

                    Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

  1. Какое из утверждений является наиболее правильным?
1)      Автор изобразил столкновение основных классов в России конца 19 века (дворянства, буржуазии, разночинцев).
2)      Мы видим здесь конфликт поколений (старого и будущего).
3)      Конфликта в традиционном понимании в комедии нет.
4)      Чехов изобразил атмосферу всеобщего неблагополучия, трагедию неустроенности, бездомности и бесцельности существования.

  1. Какая из деталей сюжетного повествования пьесы имеет символическое значение?
1)      Ключи Вари.
2)      Телеграмма из Парижа.
3)      Галоши Пети.
4)      Разбитое блюдечко Дуняши.

  1. Кому принадлежат следующие слова: «О, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
1)      Лопахину.
2)      Трофимову.
3)      Раневской.
4)      Епиходову.

  1. К кому обращены замечания Гаева: « От кого это селедкой пахнет?»
1)      К Лопахину.
2)      К Яше.
3)      К Трофимову.
4)      Семионову-Пищику.

  1. О какой черте характера Лопахина свидетельствует приказ рубить сад до отъезда прежних хозяев?
1)      О деловых качествах.
2)      О жажде скорейшей выгоды.
3)      О душевной нечуткости.
4)      О желании заявить свои права на имение.

  1. Кому из героев принадлежит будущее России?
1)      Ане и Трофимову.
2)      Лопахину.
3)      Дуняше и Яше.
4)      Раневской и Гаеву.

  1. Про кого из героев говорится: «У тебя тонкие , нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа».
1)      Про Гаева.
2)      Про Лопахина.
3)      Про Трофимова.
4)      Про Семионова-Пищика. 

Подготовьтесь контрольному тесту по пьесе.

1 вариант
Часть А
1.Что представляет собой по жанру произведение А.П. Чехова «Вишневый сад»:
1.драма
2.трагедия
3.комедия
2.Девичья фамилия Л. А. Раневской:
1.Гаева
2.Раневская
3.Заречная
3.«Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья...» Кого это?
1.конторщика Епиходова
2.Фирса
3.Симеонова-Пищика
4.Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»?
1.Лопахину
2.Гаеву
3.Трофимову
5.Чьи это слова: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь...»?
1.Лопахина
2.Гаева
3.Трофимова
6.Кого из героев «Вишневого сада» называли «облезлым барином»?
1.лакея Яшу
2.Гаева
3.Трофимова
7.Кому принадлежит следующее обращение к книжному шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существованье, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая... в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?
1.Гаеву
2.Лопахину
3.Трофимову
8.Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали. Вперед! Не отставайте, друзья!»?
1.Гаева
2.Трофимова
3.Яши
9.Чей род, по словам его представителя, происходит от лошади, которую Калигула ввел в Сенат?
1.Симеонова-Пищика
2.Лопахина
3.Гаева
10.Кто обладает даром чревовещания?
1.Симеонов-Пищик
2.Шарлотта Ивановна
3.Варя
Часть В
1.  Укажите имя героя пьесы «Вишнёвый сад», который просит Раневскую взять его с собой в Париж, так как Россия для него «страна необразованная», «народ безнравственный, притом скука…». 
2.  Укажите фамилию персонажа пьесы А. П.Чехова «Вишнёвый сад», которому принадлежит реплика: «Вся Россия – наш сад…». 
3.  Укажите фамилию персонажа «Вишнёвый сад», пересыпающего свою речь «бильярдной» лексикой.
4.  Укажите имя героини «Вишнёвый сад», которая мечтает о такой судьбе: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше. В монастырь ушла». 
5.  Запишите фамилию героя пьесы «Вишнёвый сад», которого Петя Трофимов называет «хищным зверем». 
6.  Укажите фамилию героя пьесы «Вишнёвый сад», которому принадлежат слова: «Человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». 
7.  Кто из героев пьесы произносит слова: «…ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите их голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живёте в долг, на чужой счёт, на счёт тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…»?


2 вариант
Часть А
1.Кто о ком говорит следующие слова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»?
1.Трофимов о Лопахине
2.Лопахин о Трофимове
3.Фирс о Гаеве
2.Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?
1.Лопахину
2.Гаеву
3.Фирсу
3.Чьи это слова: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»?
1.Ани
2.Раневской
3.Вари
4.Кому принадлежат слова: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья»?
1.Лопахину
2.Симеонову-Пищику
3.Епиходову
5.Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»?
1.Раневская
2.Гаев
3.Шарлотта Ивановна
6.Кому принадлежат слова: «Я стала тревожная, все беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь... Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами»?
1.Шарлотте Ивановне
2.Варе
3.Дуняше
7.Кому из персонажей пьесы принадлежат слова: «И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно...»?
1.Шарлотте Ивановне
2.Варе
3.Дуняше
8.Кому принадлежат слова о вишневом саде: «О сад мой! После темной ненавистной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое»?
1.Варе
2.Ане
3.Раневской
9.Кому из персонажей «Вишневого сада» принадлежат слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»?
1.Раневской
2.Лопахину
3.Епиходову
10.Кто и кому говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа»?
1.Раневская Трофимову
2.Варя Епиходову
3.Шарлотта Яше
Часть В
1.  Как автор определил жанр «Вишнёвого сада»? 
 2.  Назовите девичью фамилию Раневской. 
 3.  Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе «Вишнёвый сад»? 
 4.  Торги назначены на 22 августа (день Святого Моисея). Кто стал хозяином вишнёвого сада? 
5.  Назовите год, в который произошло «несчастье».
Фирс Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел
бесперечь.
Гаев Перед каким несчастьем?
Фирс Перед волей. 
6.  Всех героев пьесы «Вишнёвый сад» объединяет атмосфера всеобщего неблагополучия. «каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье,» - говорит Епиходов. Какое прозвище ему дали? 
 7.  «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных,
Порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам
Громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»
Кому из героев пьесы Вишнёвый сад» не спится от таких мыслей? 

Комментариев нет: