Сочинение по литературе

Уважаемые ученики!

Сочинение по литературе - особый жанр, к которому предъявляются определённые требования. Каковы же они?

1. Соответствие теме.
Вы должны тщательно продумать формулировку темы, осмыслить содержание каждого понятия, входящего в заглавие, выяснить круг вопросов (и их последовательность), которые следует осветить.
2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
Необходимо выбрать наиболее важные ситуации, в которых натура героя проявляется наиболее полно, раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов. Уделять внимание главным деталям, а не второстепенным.
Содержательность достигается глубоким анализом идейно-хдожественного своеобразия, умением оперировать литературоведческими понятиями, использовать литературную критику, исторические сведения и факты.
3. Доказательность высказыванной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
Сочинение должно быть пронизано главной мыслью, которой подчиняются все остальные суждения. То есть в работе чётко должен быть озвучен тезис, который и будет идеей вашей работы. Каждое утверждение должно быть подкреплено ссылкой на произведение, критическую статью, исторический источник.
4. План и логичность, последовательность изложения.
От хорошо составленного плана зависят глубина и содержательность сочинения. Каждое новое положение должно быть следствием предыдущего, закономерно и естественно вытекать из него. Составить план - значит чётко представить себе, о чём писать, показать понимание темы, определить главную мысль работы, её составные части, их связь.
5 Самостоятельность мышления.
В сочинениии должно быть отражено собственное "я", своё мнение, знание произведения. Надо уметь передать своё впечатление о творчестве писателя, о содержании книги, эпизода, ситуации, выразить собственный взгляд на поступки героев, его характе, судьбе. Сочинение не должны быть примитивным пересказом текста, механическим повторением мыслей учебника.
6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
Следует помнить о требованиях к слогу сочинения:
  • ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормама);
  • точность и краткость (подбор точных слов для выражения мысли, отсутствие лишних слов);
  • простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и обобротов, стандартных, примитивных выражений);
  • образность (выразительность изложения)
7. Смысловая точность эпиграфов и цитат.
Удачно найденный эпиграф отвечает содержанию сочинения в целом, в нём должна звучать идея всей работы. Эпиграфом может стать краткий и выразительный отрывок из произведения, критической статьи, стихотворения, афоризм. Вслед за эпиграфом называются автор и произведение, из которого приводятся строки.
Цитаты - точные выдержки из текста. Цитата приводится без искажений. Назначение цитаты - пояснить или подтвердить сказанное в сочинении, но не повторять его.
Правила цитирования:
  • не перегружать работу цитатами;
  • цитата может использоваться в форме прямой речи или косвенной;
  • пропуск слов в высказывании должен обозначаться многоточием, но нельзя сокращать цитату так, чтобы нарушался её смысл;
  • если вы сомневаетесь в точности цитаты, то её можно пересказать своими словами, соблюдая необходимую пунктуацию;
  • цитату необходимо заключать в кавычки;
  • цитируя слова действующих лиц, необходимо указывать, кому они принадлежат;
  • цитаты из стихотворений могут быть без кавычек при сохранении формы стиха.

Анализ эпизода.


 Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц. Анализируя эпизод, учитывайте логическую последовательность в этапах этой работы.
      Инструкция
1
1.Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.
2
2.Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
3
3.Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.
4
4.Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.
5
5. Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.
6
6.Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.
7
7.Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.
8
8.Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.
9
9.Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.

Итак, чтобы проанализировать эпизод, необходимо рассказать о том, что предшествовало событию, отражённому в эпизоде, что мы узнали о героях, участвующих в нём.
Затем, кратко передать содержание, проанализировав поведение героев, их чувства, речь, отношение автора.
Обратить внимание на композиционную особенность эпизода (например, принцип зеркальной композиции)
И наконец, ответить на вопрос, как данный эпизод связан с идеей всего произведения, для чего он нужен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий